По данным, предоставленным Центром ценовых индексов (ЦЦИ), российская нефть марки ESPO (ВСТО) вновь начинает торговаться на китайском рынке с премией. Этот тренд, который был характерен до 2022 года, не наблюдался в течение последних двух с половиной лет в сравнении с ближневосточным бенчмарком Dubai. Согласно последним расчетам ЦЦИ, на основе CIF (доставка до порта потребителя) в Китае, разница ESPO в пользу Platts Dubai составила приблизительно $0,7 за баррель. Давид Мартиросян, аналитик центра, отметил, что в последние 2,5 года наблюдался дисконт по отношению к Dubai, однако в конце октября премия была восстановлена.
Ранее ESPO также демонстрировала премию к бенчмарку Brent, что является менее распространенным случаем. В конце сентября, для китайского рынка, премия в пересчете на DES (доставка в порт без растаможивания) составляла $0,2-0,5, что отмечено впервые с ноября 2023 года, согласно данным агентства Reuters.
Возникновение дисконта можно объяснить характеристиками ESPO как легкой и малосернистой российской нефти, которая обычно торговалась с премией до 2022 года. Традиционно стоимость ESPO привязана к бенчмарку Dubai, тогда как российский сорт Urals продается дешевле и сопоставляется с Brent. Однако, начиная с 2022 года, в связи с геополитическими изменениями, российская нефть торговалась с дисконтами к мировым бенчмаркам. На основе FOB (в порту отгрузки) дисконты учитывают стоимость транспортировки, скидки на CIF и прочие переменные, включая курсовые разницы и маржу трейдеров.
Изменения также касаются основы FOB Козьмино, откуда ESPO отгружается. Несмотря на сохранение дисконта, недавно этот показатель обновил минимум за последние годы. По состоянию на 6 ноября, дисконт составил $1,9 за баррель, что является уменьшением на 17,7% по сравнению с предыдущей неделей, при снижении стоимости ESPO на FOB на 2,1% до $70,3 за баррель. Снижение ставок фрахта в Китай до $2,3 за баррель также говорит о наличии премии на китайском рынке.
Ранее средний месячный дисконт на FOB Козьмино составлял минимум $2,6 за баррель, что фиксировалось в марте 2024-го, при этом премия в Дальневосточном порту последний раз наблюдалась в феврале 2022 года, достигнув $2,23 за баррель, а затем в марте был зафиксирован дисконт по отношению к Dubai в размере $14,28 за баррель.
- Основной фактор текущей динамики — высокий спрос со стороны китайских нефтеперерабатывающих заводов, как независимых, так и государственных, таких как Sinopec.
- Ситуацию поддерживает уменьшение поставок в Китай арктических российских сортов нефти Novy Port, ARCO и Varandey.
- Также, поддержку премиальным продажам ESPO могло оказывать снижение закупок иранской нефти.
По словам Алексея Белогорьева, директора по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ), спрос на ESPO обусловлен его качеством и коротким маршрутом доставки. В настоящее время Индия является основным конкурентом Китая за этот российский сорт, однако более высокие транспортные расходы делают ESPO менее привлекательным для Индийского рынка. В период вялого потребления в Китае увеличивались дисконты, что стимулировало интерес Индии, но возросший китайский спрос вновь снижает индийский интерес.
Белогорьев считает, что сохранение премии на долгое время маловероятно, так как она обусловлена временными снижением ставок фрахта и проседанием отгрузок. Из-за плановых ремонтов НПЗ в Китае и неопределенной будущей политикой внешней торговли США под руководством избранного президента Дональда Трампа, Саудовская Аравия может изменить региональную диверсификацию поставок, сообщает РБК.