Вне контекста

Российские дороги хуже ангольских и киргизских

33 684

Разбитое дорожное покрытие одной из автомобильных трасс в Омской области. © Алексей Мальгавко/РИА Новости

Одна из самых протяженных в мире транспортных сетей, доставшихся России в наследство от СССР, пришла в упадок вследствие недостаточного финансирования на протяжении десятков лет.

Очевидный для жителей страны факт констатируется в обзоре "Российская инфраструктура и строительство", сделанном аналитиками банковской группы Goldman Sachs и цитируемом изданием "За рулем".

Рост расходов на дорожное строительство в России, - с 255 миллиардов рублей в 2005 году до 545 миллиардов в 2011, - признается неэффективным. Положение дел усугубляется интенсивностью движения, которое за 10 лет возросло в 1,8 раза. Не менее 30% российских трасс работают в режиме перегрузки. Потери экономики от постоянных заторов, по оценке Минтранса, составляют 7-9% ВВП.

С 2005 по 2010 год расходы на транспорт в России составляли 1,5-1,7% ВВП, на инфраструктуру в целом, включая электросети и коммуникации, - 3,7-4,3% ВВП. Учитывая, что Российская Федерация относится к странам со средним уровнем ВВП на душу населения, ей нужно тратить на инфраструктуру хотя бы 4,5% ВВП, как в Центральной и Восточной Европе, направляя не менее половины средств не на создание инфраструктуры, а на поддержание уже имеющейся.

По оценкам Goldman Sachs, финансирование строительства дорог в России растет:  794 миллиарда рублей в 2012 году, 942 миллиарда в 2013 году и 1 триллион в 2014-м. К 2018 году государство потратит на дороги уже около 1,8 триллиона рублей, - то есть, исходя из прогноза Минэкономразвития, около 1,1% ВВП.

Учитывая, что свыше 70% этих средств дадут сами пользователи дорог через уплату топливных акцизов, государство сможет обеспечить 100%-ное их финансирование, но могло бы расходовать на эти цели на 0,5-1% ВВП больше. Это, в свою очередь, повлекло бы за собой рост экономики страны не менее, чем на 0,5%.

В российской дорожной отрасли специалисты отмечают слабую конкуренцию, невысокое качество материалов, низкую производительность труда и абсолютную непрозрачность системы, при которой оценить конкретную стоимость километра дороги невозможно.

При этом в США, Канаде, Германии есть открытые базы данных со стоимостью и характеристиками любого дорожного проекта.

В результате в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия по качеству дорог занимает 130-е место из 142-х, находясь ниже Анголы, Киргизии и Таджикистана.