Образование

Российские школьники разучились писать сочинения

16 805

Российские школьники разучились писать сочинения. Они понимают, что язык социальных сетей для этого не подходит, но другим пользоваться практически не умеют, поэтому их литературные творения получаются не слишком литературными. Было бы жестоко оценивать эти опусы по всей строгости. Поэтому большинство вузов в этом году не стали самостоятельно вычитывать сочинения абитуриентов, а просто добавили за сам факт их наличия в среднем по одному баллу. Об этом рассказали на пресс-конференции в медиа-центре «Российской газеты» ректоры ряда ведущих московских вузов, комментируя результаты приемной кампании 2015 года.

Возможность учитывать школьные сочинения при поступлении в институт в этом году появилась впервые. За них можно было получить до 5 дополнительных баллов. И ряд профильных институтов, для которых владение письменным словом все же имеет существенное значение (литературные, педагогические) сочинения проверяли, потратив на это от 0,5 до 10 млн рублей. Все-таки конкурс в столичные вузы традиционно большой, и прочитать несколько тысяч школьных текстов — дело весьма трудоемкое и затратное.

По словам ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, больше всего для описания стиля современных школьных сочинений подходит термин «технократический». В них можно было встретить, например, такие перлы: «Солдаты следовали сквозь фронт в мирную обстановку». Мирная обстановка в данном случае не аллегория, а всего лишь обозначение тыла. Впрочем, сама идея вернуть сочинения в приемную кампанию неплохая, но внедрять эту систему надо постепенно, считают представители вузов.

Практическая часть С в ЕГЭ по русскому языку привела к тому, что дети стали писать сочинения, заведомо используя шаблон. Этот как раз симптом того, что надо абитуриентам давать больше свободы в изложении той или иной темы, отмечает Игорь Реморенко.

Помимо сочинения также впервые при приеме будущего студента можно было учитывать его «портфолио» — индивидуальные достижения в учебе, творчестве, спорте (конкретно, сдачу норм ГТО). Впрочем, с нормами ГТО все сложилось как-то не очень гладко: Минобразования и Минспорта не смогли договориться, как именно пересчитывать их во вступительные баллы, поэтому в этом году они не учитывались вовсе.

Портфолио — это замечательная вещь. Есть недоработки, но, тем ни менее, это важно, интересно, это стимулирует ребят хорошо учиться в школе, поясняет ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров.

В целом качество подготовки абитуриентов оказалось лучше, чем в прошлом году — вырос средний балл ЕГЭ. По словам ректора Национального исследовательского технологического университета МИСиС Алевтины Черниковой, есть прямая зависимость между высокими балами по ЕГЭ и успешной сдачей первой сессии на первом курсе.

Заметно расширилась география абитуриентов: документы в столичные вузы подали бывшие школьники из всех 85 регионов страны. Причем, по словам Алевтины Черниковой, большинство из них планируют по окончании института вернуться в родные места.

Традиционно наибольшим спросом пользовались профессии экономиста и финансиста. Но абитуриенты 2015 года стали более охотно выбирать и прикладные специальности — педагогические, инженерные, технические. По словам ректора МГПУ, суммарно в бакалавриат и магистратуру было подано в 1,5 раза больше заявлений на программы педагогического образования, по сравнению с прошлым годом. Он объясняет это возросшим вниманием государства к профессии: зарплаты учителям был увеличены, и она вновь стала рассматриваться как достаточно стабильная и привлекательная.

Впрочем, можно предположить, что значительная часть абитуриентов МГПУ будущее связывают все же не со школой. Наибольшим спросом традиционно пользовались факультеты, предполагающие глубокое изучение иностранных языков, причем наряду с традиционными направлениями (английский, немецкий, французский) все более востребованным становится восточные языки — китайский, японский. Такое образование открывает довольно хорошие карьерные перспективы во многих сферах — работа с переводами, в международных и крупных российских корпорациях, имеющих широкие связи за рубежом.

В МИСиС, по словам Алевтины Черниковой, в этом году был замечен особый интерес к факультетам, связанным с нанотехнологиями, хотя самые высокие проходные баллы, как и в пролом году, оказались на экономическом и IT направлении. В юриспруденции абитуриенты предпочитали специальности в сфере государственного и международного права, а также корпоративного и спортивного права, рассказал ректор Московского государственного юридического университета им. Кутафина Виктор Блажеев.

Остались довольны ректоры и новой системой зачисления абитуриентов «80:20», по которой 80% бюджетных мест заполнялось в первую волну теми поступающими, которые не только прошли по конкурсу, но и сразу принесли в вуз оригинал диплома или аттестата. При этом абитуриенты имели право подавать документы в 5 вузов на 3 факультета.

Кампания проходила ровнее, чем в предыдущие годы, потому что было меньше из-за двух волн движений студентов из вуза в вуз, больше было определенности, отметила Алевтина Черникова.

По словам Михаила Эскиндарова, система «80:20» заставила людей более ответственно подходить к выбору будущего места учебы. И если раньше вузы бегали за абитуриентом, пытаясь выяснить, придет он, в конечном счете, к ним учиться или нет, то теперь поступающий должен сам обозначить свое решение до первой волны зачисления.

Были опасения, что абитуриенты с высокими баллами, не попавшие в первую волну, не дождутся и уйдут в другие вузы, — признался Виктор Блажеев. — Но, на мое удивление, мы даже приобрели за счет тех ребят, которые находились в 20%, и не было у нас подлинников, а мне наоборот принесли подлинники из других вузов, очень уважаемых вузов, поэтому все грамотно.