В российских школах проходит «Единый урок безопасности в сети Интернет». Цель урока — повышения уровня кибербезопасности, обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к этой проблеме, а также развитие цифровой грамотности у школьников. Инициатива, успешно реализуемая Советом Федерации РФ, активно поддерживается Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Институтом развития интернета, федеральными и региональными органами власти, а также представителями интернет-отрасли.
О планах проведения единого урока в этом году, о важности обучения кибербезопаcности и цифровой грамоте детей России и СНГ шла речь на пресс-конференции, организованной на площадке информационного агентства «Национальная Служба Новостей». В ней приняли участие: Советник Президента России, председатель Совета ИРИ Герман Клименко, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова, а также представители органов власти и интернет-отрасли.
Открывая пресс-конференцию, член Совета Федерации РФ Людмила Бокова подвела итоги трехлетней работы по организации и проведению «Единого урока», рассказала о достижениях и успехах проекта, а также презентовала результаты глобального исследования «Образ жизни подростков в сети». Также Людмила Бокова рассказала о планах по переходу от формата Единого урока к системному внесению параметров кибербезопасности в общероссийскую программу обучения.
«В этом году с помощью различных каналов и при поддержке Постоянного комитета Союзного Государства нам удалось вывести инициативу Совета Федерации на международный уровень. Мы активно вовлекаем в наши мероприятия детей стран СНГ. Это Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркмения. В некоторых школах стран СНГ проводится тематические уроки по безопасности в сети с использованием наших методических разработок. Мы планируем и дальше развивать международное сотрудничество и формировать единое информационное пространство на благо наших детей и нашего общего будущего» — отметила Людмила Бокова.
Как отметил Советник Президента России, председатель Совета ИРИ Герман Клименко, современная цифровая среда стала естественной средой обитания, как для взрослых, так и для детей. Поэтому перед интернет-индустрией стоит большая ответственность за то, чтобы научить школьников правильному поведению в интернете — не поддаваться на провокации, следить за тем, какие персональные данные выкладываются в сеть, распознавать мошенников и вовремя реагировать на попытки мошеннических действий, соблюдать авторские права. «Интернет — это живой, динамичный и постоянно развивающийся ресурс. Он дает как огромные возможности, так и скрывает огромные опасности. Сегодня нам доступно то, что несколько десятилетий назад было невообразимо: любая опция может быть доступна ребенку в несколько кликов и уследить за этим крайне сложно. Поэтому создавая такие проекты, как обучение кибербезопасности и цифровой грамотности, мы закладываем фундамент цивилизованного подхода к понимаю Интернета как такового» — отметил глава ИРИ Герман Клименко.
Директор Координационного центра национальных доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев отметил, что ими проводится большое количество социальных и просветительских проектов, направленных на повышение медиаграмотности школьников и их защищенности в Глобальной сети, большой блок вопросов посвящен как раз защите от вредоносных программ, мошенничества, кибербулинга и других интернет-угроз. Все эти инициативы находят свое отражение в программе «Единого урока по безопасности школьников в сети». Они позволяют дополнить ту огромную работу, которая была проделана в предыдущие годы.
По мнению Директора РОЦИТ, члена Программного комитета ИРИ Сергея Гребенникова, рядовой пользователь не всегда успевает следить за всеми новинками, а уж тем более, передавать эти новые знания своим близким. «В большей степени опасностям Сети подвержены дети, поэтому наша ключевая задача повысить их уровень цифровой грамотности, создать условия для получения всех необходимых компетенций и навыков безопасного пользования интернетом. Для молодежи по-прежнему остается часто встречающимся несерьезное отношение к действиям, совершаемым ими в Интернете, и к их последствиям. Большинство школьников считают, что когда они удаляют сообщения, посты, фотографии, то они исчезают бесследно. Однако это не так. С данной особенностью интернета обычно связаны все угрозы, затрагивающие честь, достоинство и репутацию несовершеннолетних, включая то же киберунижение. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы донести детям, что каждая ошибка совершенная в Сети, может оказаться роковой, и к публикации любого контента нужно относиться с умом и осторожностью».
По мнению организаторов и партнеров проекта «Единый урок безопасности школьников в сети Интернет», доступ к обучающим материалам у педагогов, родителей и самих школьников должен быть свободным и постоянным, не ограничиваясь несколькими днями проведения «Единого урока». С этой целью к формированию обучающего контента были привлечены лучшие специалисты интернет-индустрии, специализирующиеся на вопросах безопасности. Этими данными, которые аккумулируют в себе лучшие наработки интернет-отрасли, могут воспользоваться все желающие, они будут находиться в свободном доступе на специальном сайте, разработанным Институтом развития интернета (ИРИ) при поддержке крупнейших игроков интернет-отрасли: РОЦИТ, Координационный Центр национального домена сети Интернет, Яндекс. Деньги, Ростелеком, 1C.