Планы российских законодателей (с подачи правительства) запретить военнослужащим публично делиться информацией о себе и своих товарищах вызывают противоречивые комментарии.
Госдума в первом чтении приняла законопроект, который касается информации, позволяющей раскрыть ведомственную принадлежность военных, информацию о служебной деятельности либо служебной деятельности других военнослужащих, деятельности воинских частей, организаций и подразделений, в которых военнослужащие проходят военную службу, и месте их дислокации.
С одной стороны, правозащитники указывают на то, что военнослужащий — такой же гражданин РФ и поэтому нельзя ограничивать его в праве на распространение информации и прочие формы эксгибиционизма.
С другой стороны, что тоже справедливо, еще со времен Аркадия Гайдара по умолчанию признавалось, что есть понятие «военная тайна» и что наряду с другими профессиональными тайнами — врачебной, адвокатской и т. д. — ее носители обязаны бережно и ответственно ее хранить.
Правда, согласно законопроекту (он пока прошел лишь первое чтение, то есть пребывает еще в полусыром виде), нарушение «режима тишины» не влечет за собой особо суровых мер.
Предлагается, что за нарушение запрета военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности властью соответствующего командира.
То есть за размещенное «ВКонтакте» фото на фоне межконтинентальной ракеты военнослужащий может получить наряд вне очереди. Или два. Или число нарядов, равное числу лайков, — на усмотрение старшего по званию.
«Эксгибиционизм» некоторых военнослужащих давно пора поставить в какие-то рамки, потому что «невинные селфи» могут привести — и уже приводили — к серьезным военно-политическим последствиям, сказал «Ридусу» председатель Приморского краевого профсоюза военнослужащий Юрий Тарлавин.
Он напоминает, что были случаи, когда стремление военнослужащих похвастаться «боевыми подвигами» привело к серьезным последствиям.
Находка для шпиона
Во время похода российского ВМФ к берегам Сирии один из моряков сфотографировался на фоне показавшегося ему очень живописным острова — и по этой фотографии геополитические оппоненты России вычислили местонахождение эскадры.
Ранее независимые расследователи катастрофы малайзийского «Боинга» ссылались на фотоснимок, который один из российских военных выложил в Сеть. На этом снимке на заднем плане отчетливо виден комплекс ПВО «Бук», из которого был сбит рейс МН-17. И этот снимок дал основания расследователям из Bellingcat раскрутить клубок, который, по их мнению, доказывал, что лайнер был сбит именно этим комплексом.
Когда гражданин поступает на военную службу, он должен понимать, что на этот период он в самом деле ограничен в определенных правах и свободах — например, не может покидать дислокацию своей части по собственному усмотрению. Почему же запрет на рассылку фотографий и текстовой информации так встревожил правозащитников, — удивляется Тарлавин.По его мнению, подобные проколы не наказываются в уголовном порядке по статье «Шпионаж» лишь потому, что в этих случаях отчетливо видна дурь их авторов. Но и смотреть на такие вещи как на невинные шалости тоже нельзя, убежден Тарлавин. Тем более что «на гражданке» суды иногда дают за селфи вполне реальные наказания.