Актер, мастер восточных единоборств и постановщик трюков Алан Диамбеков рассказал «Ридусу», чем отличается работа каскадеров в Голливуде и России. По его мнению, развитию профессии в нашей стране мешает кумовство и бесконечное нарушение принятых стандартов работы в желании сэкономить.
Артист родился во Владикавказе. В 1990-х годах он уехал в США, где ему удалось построить отличную карьеру актера-каскадера в Голливуде. Алан Диамбеков дублировал Джонни Деппа во время выполнения трюков в трех частях «Пиратов Карибского моря», заменял Антонио Бандераса в «Маске Зорро», участвовал в съемках сложных трюков в «Блейде». Анжелина Джоли брала у каскадера несколько уроков по фехтованию.
В начале 2000-х артист вернулся в Россию по семейным обстоятельствам. Сейчас развивает профессию каскадера на родине.
В Голливуде, когда меня приглашали на площадку просто ознакомиться с локацией, просто поговорить о том, как будут проходить съемки, мой день присутствия на площадке, даже без выполнения трюков, оплачивался в размере 750 долларов (это 54,5 тысяч рублей — прим. «Ридуса»). Это я просто приехал и ничего не делал. 750 долларов — базовая ставка. Далее идет куча надбавок за сами трюки. Доплачивают за дым на площадке, за работу в гриме, за костюм, за все. Не говоря уже о сложности и рисках выполнения самих сцен, — рассказал собеседник «Ридуса».В России размер базовой ставки отличается в разы, по словам каскадера. Стандарты работы установлены Гильдией каскадеров России, однако актеры зачастую идут на нарушение правил «по дружбе».
По словам Диамбекова, в Голливуде тебя не могут утвердить на роль или пригласить на кастинг только потому что ты знаком с режиссером. Никакого кумовства. В России это допускается. Актер может даже понизить стоимость своих услуг, если его хорошо попросят. Из-за этого риски при работе российских каскадеров многократно вырастают.
Например, какая-то несложная драка в кадре, нужно присутствие каскадера на площадке. Минимальная ставка за съемочный день должна быть 12 тысяч рублей, ниже нее мы опускаться не имеем права. Хотя многие это делают, потому что звонит продюсер и говорит: «Дорогой, мы с тобой отработали несколько картин, ты такой классный-крутой, но нет денег у нас сейчас, но нужно это сделать». Естественно, некоторые соглашаются, за десять тысяч рублей работают, даже еще ниже уходят — за семь тысяч. Это я говорю о легких трюках. Такая же тенденция существует со сложными трюками, — отметил в разговоре с «Ридусом» каскадер.По словам актера, у российских продюсеров всегда возникает много вопросов по поводу постановки сцен и трюков с участием лошадей в кадре. Алан Диамбеков сообщил, что работа каскадера в таких сценах имеет самый высокий ценник.
Каждый раз все удивляются, почему так дорого стоит конная работа. И каждый раз объясняешь, подготовка коня к атаке требует и времени, и сил, и специальной дрессировки, чтобы конь не пугался взрывов во время съемок, никого не затоптал. Называешь им стоимость такой работы, и они отказываются. Берут колхозных лошадей за три рубля. И что получается на площадке? Привозятся 20 необученных коней, начинается пальба и взрывы на площадке, а лошади начинают нестись, как ненормальные, потому что испуганы. О какой трюковой работе здесь может идти речь? — высказался каскадер. Алан Диамбеков© фото из личного архива Алана ДиамбековаГомосексуалистов среди каскадеров нет
Движение «Me too», появившиеся после скандальных разоблачений сексуальных домогательств со стороны голливудского кинопродюсера Харви Вайнштейна, а также обязательное участие в съемках национальных меньшинств и представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, на работе каскадеров, по словам Алана Диамбекова, не отразилось.
Новые правила американских киноведов из киноакадемии, что обязательно должен быть в проекте и представитель нетрадиционных ориентаций, и темнокожий представитель. Но, по-моему, это бред сивой кобылы. Если ты снимаешь фильм про десять белых лебедей, то почему одна из них обязательно должна быть черная? Это смешно. Воздух стал какой-то ненормальный, которым дышат эти люди. Но каскадеров это не коснулось. У нас смотрят человека не потому, какого он цвета кожи. Кроме того, насколько мне известно, среди нас нет людей нетрадиционной ориентации. Это по всему мировому трюковому сообществу, — поделился своей точкой зрения с «Ридусом» Диамбеков. Алан Диамбеков© фото из личного архива Алана ДиамбековаБыстро не получится
Артист рассказал, что профессия каскадера осложняется тем, что ей нельзя научиться, только лишь поступив на спецкурсы. По его словам, недостаточно быть просто актером, чтобы выполнять качественные трюки в кино. Точно также, как мало того, чтобы быть высококлассным спортсменом или мастером единоборств, если человек не знаком с кинопроцессом и не понимает, как работать в кадре.
Старая гвардия — первая, вторая, третья волна каскадеров — это всё люди, которые так или иначе были связаны с профессиональным спортом, либо отслужившие в элитных войсках армейских: погранцы, десантники, очень много десантников. Профессии каскадера не учат где-то в школах, в академиях. Они обучаются определенным навыкам, как все делать по-киношному <…> Но профессии каскадера всегда обучались на площадке. Человек приходит, смотрит, слушает, помогает. С каждым новым проектом навыки становятся лучше. Но сейчас никто не хочет тратить на это (обучение мастерству каскадера — прим. «Ридуса») долгое время. Хотят быстро, но так не получится, — отметил Диамбеков. Алан Диамбеков© фото из личного архива Алана ДиамбековаРанее «Ридус» писал о том, что во время съемок фильма «Подольские курсанты» погиб каскадер. Танк должен был остановиться в трех метрах от мужчины, но поехал дальше. В результате 31-летний Олег Шилкин не успел среагировать, получил серьезные травмы и скончался.