Период с июля по сентябрь 2022 года для российского розничной торговли стал самым неудачным за всю современную историю. Рост выручки магазинов не покрывал даже инфляцию. Более того, он оказался существенно ниже ее уровня. А в четвертом квартале ситуация может еще сильнее ухудшиться, пронгозируют аналитики INFOLine.
По оценкам компании, в третьем квартале сопоставимые продажи (то есть в одних и тех же точках, без учета вновь открытых или закрытых магазинов) сети "Перекресток" выросли всего на 6,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а у малых форматов ритейлера "Лента" и вовсе сократились на 6,8%. Снизились они и гипермаркетах "О'Кей" (минус 3,3%). При этом инфляция в сегменте потребительских товаров составила 15-20%.
В целом сопоставимые продажи Х5 (крупнейшего в России ритейлера по объему выручки) в третьем квартале увеличились на 12,4%, сообщает "Интерфакс". В частности "Пятерочка" (основной формат компании) приросла на 13,7%. Выручка "Ленты" увеличилась на 1,3%, во многом за счет гипермаркетов, которые прибавили 2,3%. Сопоставимые продажи группы "О'Кей" увеличились на 2,5%, ритейлера Fix Price - на 11,1%. "Магнит" еще не опубликовал свои результаты за этот период.
Отток людей за границу, помноженный на естественные демографические потери, а также режим жесткой потребительской экономии "весьма драматично меняют ландшафт отрасли", считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Частичная мобилизация, по его мнению, еще больше отбила у россиян охоту тратить средства: расходы домохозяйств существенно снизились.
Аналитики компаниии отмечают, что в целом оборот продуктов питания и товаров первой необходимости в денежном выражении все-таки растет, но незначительно, и только за счет инфляции. То есть, люди покупают меньше, а платят за это больше. Даже в дискаунтерах Fix Price наблюдалось существенное снижение трафика и физического объема продаж.
Если в ближайшее время ситуация не изменится в лучшую сторону, в новом году отрасль может накрыть волна банкротств, а с рынка уйдут уже не только иностранные, но и российские компании, прогнозирует Иван Федяков.