Космос

Российской космической программе брошен смертельный вызов

23 18139

Falcon-9 стартовал с одиннадцатью спутниками на борту, вывел вторую ступень на заданную орбиту и вернулся во вторник, совершив вертикальное приземление на базе ВВС США.

При прежних приземлениях на плавучую платформу в Атлантическом океане первая ступень ракеты-носителя ударялась о платформу или падала в воду, при этом получая «несовместимые с жизнью» повреждения.

Теперь же глава SpaceX планирует перейти к многоразовому использованию ракет-носителей, что позволит серьезно сократить стоимость запусков.

Несколько лет назад, когда США поставили на прикол свои шаттлы, казалось, что разочарование в многоразовых космических кораблях произошло всерьез и надолго. Россия, которая, в отличие от США, свернула программу «Буран» еще в 1988 году, воспрянула было духом: ее «рабочие лошадки», одноразовые «Союзы», оказались единственным средством доставки грузов и людей на орбиту.

Сейчас, похоже, конкуренция «Союзам» возникает не со стороны «тяжелых» шаттлов, которые вымерли естественным путем, а в лице относительно небольших многоразовых аппаратов. В России в этом плане еще конь не валялся.

Не окажется ли Россия со своими морально устаревшими одноразовыми кораблями в том же положении, в каком оказались извозчики после открытия метрополитена? Недолгая история проекта Sea Launch тому наглядное подтверждение.

Эксперт и обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов соглашается с тем, что технология возвращаемых ракет-носителей несет угрозу российским интересам на рынке коммерческих запусков.

«Если Falcon окажется работоспособным при его реальной эксплуатации, это будет означать новую ступень в развитии космической технологии. И тут нам действительно придется туго. Потому что ничего близкого у нас в разработках нет», — заявил он «Ридусу».

Следует еще учесть, насколько быстро проходит процесс «от чертежа до металла» у частных фирм по сравнению с «национальными корпорациями». Потому что «частники» думают о результате, а не о бюрократических процедурах. В результате еще до окончания экспериментов «девятка» уже используется — пока для одноразовых запусков коммерческих спутников. Но про частные ракетно-космические фирмы в России никто не слышал.

Однако, добавляет Лисов, не спешите нас хоронить.

Флот российских космических ракет-носителей — это ведь не только «Союзы» (тезки пилотируемых кораблей), это еще и «Протоны», и «Ангара». И еще как минимум десять лет они будут использоваться на всю катушку. «А вот лет через десять…», — делает многозначительную паузу Лисов.

Выход — Россия должна ответить асимметрично. Потому что Falcon через десятилетие вытеснит с рынка всех конкурентов — и российских, и европейских. Потому что американский Falcon, российская «Ангара» и европейская «Ариан» нацелены на один и тот же сегмент рынка.

Чтобы американская технология не похоронила российскую космическую отрасль, России надо заняться более интересными вещами, чем просто космическим извозом, говорит Лисов.

В частности, говорит он, надо делать хорошие космические аппараты. Иными словами, Россия должна сместить акцент со средств выведения на полезную нагрузку. В конце концов, для заказчика спутника то, чем его доставят на расчетную орбиту, — дело десятое.

Производство хороших спутников — это по определению более доходный бизнес, чем их выведение на орбиту. Но на данный момент в России имеются лишь редкие случаи изготовления спутников по коммерческому заказу. Это, например, компания «ИСС им. Решетнёва» в Красноярском крае, которая построила более 1200 аппаратов за 55 лет существования. Более двух третей орбитальной группировки России — это спутники разработки и производства ИСС. Но одна ласточка весны не делает.

«Причем все это производится в условиях дикого безденежья», — напоминает Лисов. Поэтому не все изготовленное долетает до орбиты, и не все отрабатывает положенный срок.

Но иного пути у нашей космической промышленности нет, настаивает он. В противном случае о российской космической программе будут вспоминать только в учебниках истории.