Одним из китов, лежащих в основе качественных товаров, была металлургия - разрабатывались новые сплавы. Однако малая добыча некоторых важным компонентов требовала регулярных закупок за границей, что ставило страну в зависимость от ресурсов Запада. Одной из таких компонент был минерал флюорит, иначе называемый плавиковым шпатом или фторидом кальция. Этот минерал придавал алюминию ковкость и был незаменим в авиационной промышленности. Кроме того, его использовали при производстве оптических линз. Обе эти отрасли имели стратегическое военное значение, что требовало найти отечественные месторождения флюорита. В 1932 году геолого-поисковая партия под руководство П.А. Шрубко обнаружила этот минерал на побережье Карского моря и уже летом 1933 года был основан рудник, а вместе с ним и посёлок получивший название Амдерма, что в переводе с ненецкого языка обозначает "лежбище моржей".
Благодаря руднику, уже через несколько лет Советский Союз полностью отказался от закупок флюорита за границей. Минерала было так много, что его использовали в качестве гравия при отсыпки дорог. Даже теперь в районе портовой лагуны можно найти множество фиолетовых кристаллов различного размера и красоты.
Со стороны материка Амдерма окружена сотнями километрами заболоченной тундры, так что выгодно добраться до посёлка можно лишь по морю или по воздуху. Поэтому, строительство аэродрома стало наипервейшим делом. Во второй половине 30-х годов через неё проходили практически все арктические авиатрассы. Здесь в 1937 году гостили члены авиаэкспедиции О.Ю. Шмидта на Северный полюс.
После Второй мировой войны были открыты другие месторождения флюорита и рудник закрылся. Послёлок стал развиваться как база для исследования Арктики. Расширяется аэропорт, приобретя стратегическое значение. В конце 60-х вблизи посёлка сооружается новейшая РЛС П-70 Лена-М, строятся дома для личного состава авиаполка, население посёлка достигает 15 000 человек. После развала СССР начинается сокращение военных частей. В 1993-м закрывается РЛС, распускается и авиаполк. Численность с каждым годом падает, достигая около 350 человек в 2013-м.
Ныне, как и десятки лет назад, в Амдерму можно добраться на винтомоторнике Ан-24. Аэропорт представляет собой красивое жёлтое здание, а не какую-нибудь покосившуюся развалюху. Несмотря на то, что борт с большой земли приходит раз в две недели, аэропорт не стоит без дела, принимая различные вертолёты - как военные, так и гражданские. Последние летают в интересах нефтегазовиков или оленеводов, развозя их по удалённым стойбищам, на остров Вайгач, в другие крупные посёлки. Из военных остались лишь пограничники (ныне ФСБ).
Дорога от аэропорта до посёлка проходит между берегом моря и лагуной реки Амдерминка. В глаза бросается одна из визитных карточек севера - огромное число пустых бочек от дизельного топлива, от мелких 200-литровок до вполне железнодорожного размера.
Тут же стоят пустые наливные ёмкости, на которые можно подняться и осмотреть морской порт, находящийся на въезде в посёлок. В порту нашло последний приют огромное количество металлического лома. Гора скопившегося металла превышает высоту трёхэтажного дома, из которой торчат рёбра колёсных осей, шкуры гусеничных траков и внутренности двигателей.
Иногда попадаются интересные экземпляры, например: зарубежный кран или крыло самолёта. Есть даже небольшое авиационное кладбище.
Надо отдать должное, но территория порта постепенно расчищается. Однако железа там так много, что такими темпами процесс займёт многие и многие годы.
Как это принято на северах, дома раскрашены в яркие цвета. Это позволяет разнообразить пейзаж, когда вокруг большую часть года белым-бело. У моста прикреплён щит, сообщающий о том, что Амдерма находится в пограничной зоне и следует приготовить пропуска. На деле же пропуска проверяют сразу по прилёту, ещё в салоне самолёта.
Амдерму составляют преимущественно кирпичные малоэтажные здания. Большинство из них стоит заброшенными - в них проживали военные. Жилые дома отличаются от заброшенных не только целыми стёклами, но и множеством спутниковых телевизионных антенн.
Амдерма расположена в районе вечной мерзлоты, посему все строения возведены на сваях. Все коммуникации не закопаны в грунт, а проходят поверху в деревянных коробах. По этим же коробам ходят и люди - во многих местах почва летом становится заболочена. У подъездов, вместо мостков, в землю вкопаны старые чугунные радиаторы.
Некоторые дома всё-таки были разрушены подвижками грунта - одни обвалились, другие стоят с трещинами. На фото половина дома жилая, другая нет - это заметно даже по окраске стен.
Нельзя сказать, что в посёлке только одни развалины, нет. Их много, но при этом попадаются вполе современные отремонтированные дома. На фото детский сад, старая и новая школы, строящийся спортивный центр.
Мемориал павшим во время Великой Отечественной войны воинам-амдерминцам. Памятник самолёту Миг-17. Поодаль стоит ещё один памятник самолёту, но он представляет собой конструкцию из листов стали, а не настоящий фюзеляж. Ограждения улиц сделаны из вкопанных и окрашенных газовых баллонов.
Отдельную ностальгическую прелесть Амдермы представляют собой сохранившиеся в большом количестве плакаты и лозунги времён СССР. Конечно, большинство из них выцвело за десятки лет, но до сих пор не потеряли своей привлекательности.
Номерные таблички выполнены вручную с любовью. Совсем не то, что современная продукция отпечатанная принтером на плёнке.
Полярная станция Амдерма. Основана в 1933 году. Именно здесь работал известный полярный путешественник Артур Чилингаров.
Бывшая метеостанция. На заднем плане видно антенное полотно РЛС П-70 Лена-М.
Промзона Амдермы в настоящее время полностью разрушена. Предприятие по добыче флюорита, построенное в 80-х (тогда добыча возобновилась), лежит в руинах. Мощная дизельная электростанция остановлена. Башенный кран, возводивший новый корпус, повален. Из гаражей пустыми глазницами глядят остовы автомобилей и радарных систем.
Лаборатория исследований вечной мерзлоты. Закрыта, как можно догадаться. Внутри хорошо сохранилась обстановка и оборудование. Однако шахта, уходящая глубоко вниз, затоплена водой, которая превратилась в вечный лёд.
В посёлке много различного гусеничного транспорта - колёсный по тундре не проедет. Но там где не пройдет колёсный и гусеничный - пройдут лёгкие нарты, ведомые северными оленями. В Амдерме они низкорослые и являются неотъемлемой частью пейзажа. Самое распространённое мясо - оленье, весьма вкусное, как я убедился.
Кроме того, в посёлке много кошек, а собаки вообще водят автомобили! Самым крупным животным, заходящим в Амдерму, является белый медведь. Обычно, их можно встретить вблизи от моря. К сожалению, а может и к счастью, за ту неделю, что я жил в посёлке, мишки мне не встречались. Впрочем, я специально их и не искал.
Есть ли у Амдермы будущее? По всей видимости есть. Скорее всего, оно будет уже не военное, а как и изначально - исключительно добывающее. При освоении нефтегазоносного шельфа, при добыче сланцев, Амдерма может стать перевалочно-сортировочной базой и тогда туда вернутся люди, а вместе с ними и жизнь.