Кино

«Россия»: без наркотиков – и за свободу

4 528

Кадр из документального фильма «Дневник наркоманки»

© Кадр из документального фильма "Дневник наркоманки"

На 24-м фестивале документального кино «Россия», проходящем в эти дни в Екатеринбурге, показали две весьма «острые» картины: одна посвящена деятельности местного фонда «Город без наркотиков», вторая – легендарной семёрке, в не таком уж далёком 1968-м осмелившейся открыто сказать «Нет» тоталитарной власти.

Никак нельзя сказать, что «Дневник наркоманки» (реж. Светлана Стасенко) «привлекает внимание». Напротив, чисто по-обывательски хочется картину пропустить, не заметить – чтобы не видеть этого, не слышать, не знать. Но фильм есть – и очевидно, что это самая злободневная работа данного (весьма представительного) конкурса. Которая обязана своим появлением собственно фестивалю: представляя здесь одну из своих предыдущих картин, автор нашла новую тему – посвятив ей следующий год своей жизни.

Название немного «обманывает»: заявленный дневник принадлежит перу не действующей, а уже завязавшей наркоманки, что избавляет нас от неприглядных сцен «прихода» или ломки. И хотя в картине все равно показана кухня наркоманов (включая рецепт изготовления «крокодила»), в центре рассказа – работа женского реабилитационного центра, частью программы которого как раз и является написание дневников: девушки должны не просто согласиться на лечение, но и обдумать этот шаг, предельно откровенно обговорить его со своим внутренним «я». Режиссёр наблюдала за обитательницами центра без малого год, и за всё это время в её объектив не попало ничего «возмутительного». Вот девушки запоминают физические упражнения, призванные помочь в момент слабости; вот приглашённая иностранка делает им модные причёски; вот на Новый год они показывают в мужском отделении шуточно-поучительный  спектакль про подсевшую было на наркоту, но вышедшую всё же на правильную дорогу Снегурочку. Подробностей из их прошлой жизни немного – но хватает и пары откровенных монологов. Например, про то, как наркоманка загнала за пять тысяч мамину шубу, стоившую 150, – и сразу к барыге…

Главная «болевая точка» картины – случившаяся в июне 2012-го полицейская облава: впав в кому, в больнице умерла одна девушек, что было воспринято властями как сигнал к очередной – внеплановой – проверке центра. Позднее, правда, выяснилось, что причины той смерти не были связаны с наркотиками, но произошедшего вспять не повернуть. Внезапное появление полиции переполошило подруг (чисто инстинктивно не отучившихся бояться людей в форме), все бросились врассыпную… Замешкавшиеся на какое-то время превратились в заложниц – и Евгений Ройзман (появляющийся здесь ненадолго ближе к финалу) с горечью негодует, что спецназовцы в масках посмели читать их сугубо личные дневники… Финальный титр сообщает: руководство фонда до сих пор под следствием (фильм, правда, закончен до избрания Ройзмана мэром Екатеринбурга), а из тех, сбежавших девушек, четыре уже погибли от наркотиков. Потому и кричат героини этой истории хором: «Мы хотим жить здесь!» - потому что знают: в городе их никто не сможет остановить от очередной дозы.

Необходимо отметить, что конкурсные показы фестиваля начинаются в 10 утра – при полном зале! Конечно, тут следует учитывать и свободный вход, и преобладание в зале Дома кино людей пожилого возраста, но тем не менее – здесь есть, кому смотреть документальное кино.

Однако на тематически самую актуальную картину зрителей набралось совсем немного – десятка два человек (всего – а фильм показали дважды). Возможно, это связано с тем, что это был не конкурсный, а специальный показ, может, с тем, что устроили его в менее удобном зале Областной научной библиотеки им. В.Г.Белинского. Тем не менее «5 минут свободы» (реж. Кирилл и Ксения Сахарновы) разделила лишь мизерная часть жителей Екатеринбурга.

Картина посвящена легендарной акции 25-го августа 1968-го года – когда ровно в 12 часов семеро человек вышли на Красную площадь в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Авторы картины встретились с тремя из той «великолепной семёрки». Наталья Горбаневская вернулась в Москву из Парижа, куда вынуждена была эмигрировать после того, как возникла угроза повторного психиатрического заключения. Пятиминутка на Лобном месте обернулась для неё двумя годами в психушке – куда её затолкали без каких-либо симптомов, к соседям, осуждённым за разной тяжести убийства. Аналогично поступили и с Виктором Файнбергом, которому при задержании выбили четыре передних зубы. Он вспоминает, как тщательно ограждали его от любого чтения – запрещая не то чтобы газеты, но и книги, вообще бумагу. Однажды он случайно нашел клочок «Известий» - и каждый день читал по строчке, пока и его не отобрали… А Павел Литвинов, ныне проживающий в США, отправляется со съёмочной группой на место своей ссылки, где работал электриком. «Люди считали: раз меня посадили по политическим причинам, значит, я сделал что-то хорошее», - смеётся он сегодня.

Без дополнительных комментариев очевидно, что тогдашний лозунг «За вашу и нашу свободу» вполне применим и к сегодняшнему дню - с которым авторы картины делают наглядные переклички, не случайно выхватывая камерой лозунг «Помнить – значит бороться». Первая современная линия обрамляет весь фильм, который начинается в день памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, а заканчивается 10-го декабря 2011-го выходом молодых героев на Болотную площадь. Вторая – это запись акции 2008-го года, приуроченной к 40-летию события. На том же месте, только с несравненно большим количеством журналистов – и тоже с появлением милиционера. Которого участники акции встречают резонным заявлением: мол, если бы это была нормальная страна, то этот день отмечался бы как праздник на государственном уровне, а разгоняя демонстрантов, вы только повторяете произошедшее сорок лет назад, доказывая: ровным счётом ничего не изменилось. Виктор Файнберг, один из первой семёрки, комментирует увиденное: «Это уже прогресс – мент не бьёт ногами». И отмечает: «Какие лица чудесные у этих ребят!.. Для меня эти ребята… Они представляют Россию». Добавляя: «Настоящая Россия не умерла, она вечна и она победит».

24-й Открытый фестиваль документального кино «Россия» открылся в Екатеринбурге 1-го и продлится до 5-го октября (программа фестиваля в эти дни дублируется и в Нижнем Тагиле). Судейскую комиссию возглавляет Владимир Меньшов, вместе с ним конкурсные фильмы оценивают историк документального кино Лилиана Малькова, режиссёры Шухрат Махмудов и Александра Стреляная, лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин.