Экономика

Россия бросит 1 трлн рублей на дорогу в Китай

4 57197

Россия готова внести свою лепту в строительство 8000-километровой трансевроазиатской автомагистрали Европа — Западный Китай (ЕЗК), которая соединит Европу и Китай, сообщают «Ведомости».

Этот мегапроект обойдется ей в 1 трлн рублей — из которого 825 млрд будут взяты из бюджета — до 2024 года.

Трасса начнется на границе с Белоруссией и закончится на границе с Казахстаном.

Даже сами дорожники на сегодня не обладают четким представлением о том, как будет выглядеть эта дорога по завершении строительства и сколько она будет стоить, признался на условиях анонимности источник в отрасли, осведомленный о проекте ЕЗК.

На сегодня имеется несколько проектов того, как эта дорога будет строиться, по какому маршруту она пройдет и т. д. Поэтому в зависимости от того, по какой местности она проляжет, очень существенно может меняться ее стоимость, — сказал он «Ридусу».

По словам эксперта, самым экономичным вариантом может быть строительство магистрали по уже существующим автодорогам России (Росавтодор отвечает именно за эту часть). А какие-то новые объекты и участки по этой трассе будет строить ГК «Автодор».

Трасса подобной протяженности по правилам дорожного строительства не обязана представлять собой однотипную дорогу с одинаковым числом полос на всем ее протяжении. Это в каком-то смысле не единый проект длиной в несколько тысяч километров, а цепочка отрезков. Полосность разных отрезков, их другие характеристики могут отличаться — это нормально, если все эти отличия не выходят за рамки установленных заказчиком требований, — объясняет эксперт.

Он напомнил, что одним из участков планируемой магистрали может стать дорога «Меридиан», идея которой уже несколько лет озвучивается частными инвесторами. То есть как минимум на этот участок из денег Росавтодора не будет потрачено ни копейки, а отбивать вложенные средства инвесторы будут за счет взимания подорожной.

Запредельная стоимость проектируемой магистрали вызвана как объективными причинами (от которых избавиться невозможно), так и субъективными (от которых избавиться можно, но почему-то не всегда хочется), указывает академик РАЕН Марсель Бикбау.

Строительство автодорог в России, а также в Казахстане настолько затратное потому, что основная часть почв у нас глинистая и в холодный период года они вспучиваются, разрушая дорожное покрытие, каким бы прочным оно ни было. С этим сделать ничего нельзя, и в проектную смету дорожного строительства закладываются затраты на ежегодный ремонт полотна, — сказал он «Ридусу».

Субъективная же причина, по которой в России километр дорог обходится в разы и даже на порядки дороже, чем в развитых странах, состоит в том, что на самом деле бороться с объективными проблемами дорожники могут. Это показывает например Канады, где на большей части территории природные условия близки к сибирским, но дороги гладкие как зеркало.

В Канаде давным-давно разработана технология future road, которая делает автодороги нечувствительными к сезонным перепадам температур. Только наши дураки почему-то никак до нее не дойдут. Кроме того, стоимость автодороги — это ведь не только стоимость полотна от обочины до обочины, это еще и стоимость съездов с нее, придорожной инфраструктуры и т. д. А здесь можно удорожать строительство до бесконечности, — говорит академик.

Еще в середине августа затраты на строительство магистрали оценивали в 560 млрд рублей. Хотя президент Владимир Путин поручил подготовить план к 1 октября, существует как минимум шесть различных оценок его стоимости, самые затратные из которых доходят до триллиона рублей.

В августе Росавтодру представили проект трассы Джубга — Сочи, который проектанты оценили в 1,6 трлн рублей.