Пользователи Сети в понедельник с утра выкладывают «разведданные» о том, что российская военно-транспортная авиация установила воздушный мост Чкаловский — Моздок — Хмеймим.
«Что они доставляют, пока не известно. Но уже понятно, что происходит что-то экстраординарное», — уверены на основании анализа сайта Flightradar24 эти самодеятельные расследователи.
Секретную историю услышать не хотите ли
Правда, через несколько минут тот же пользователь уточнил, что в три самолета загружены пункты боевого управления (ПБУ) 55К6Е ЗРС С-400 «Триумф».
Членкор Академии военных наук Александр Бартош, однако, высказал сомнение в том, что эти сообщения соответствуют действительности.
Другой источник «Ридуса» (высокопоставленный отставной генерал) строго на условиях анонимности также предположил, что сообщения о переброске в Сирию систем ПБУ могут быть провокацией или фантазией его автора.
Только непосредственный участник этой погрузки, если таковая имела место, мог получить возможность вплотную подойти к борту на военном аэродроме. Если это не выдумка, тогда автор этих снимков и сообщений должен уже быть в разработке ФСБ, — предположил бывший военачальник.На 12:00 МСК сообщений о каких-то перебросках в Сирию чего-то экстраординарного, однако, не появилось ни в каких официальных или полуофициальных СМИ, русско- и англоязычных, даже в таких, которые непременно бы ухватились за подобную сенсацию.
Из вызывающих доверие источников можно назвать разве что газету «Коммерсантъ», которая сообщила, что Россия после крушения самолета Ил-20 может поставить в Сирию системы ПВО, правда, не С-400, а С-300, призванные ограничить действия израильской авиации.
Однако в сообщении, появившемся в 08:40 МСК, речь о поставках С-300 в Сирию тоже идет исключительно в качестве возможности, а не как о свершившемся факте.
Может ли повториться история с МН17?
В понедельник министр обороны РФ Сергей Шойгу официально объявил, что Россия в ближайшее время поставит Сирии ЗРК С-300, чтобы охладить «горячие головы».
Поставка С-300 в Сирию — вопрос практически решенный, поэтому не так важно, опередил ли анонимный информатор события или нет, говорит координатор ближневосточных исследований Института стратегических исследований и прогнозов Дмитрий Егорченков.
Факт «дружественного огня» стал возможен в первую очередь не из-за «коварной подставы» со стороны ВВС Израиля, а из-за того, что системы С-200 не снабжены инструментом распознавания цели («свой-чужой»). Следующие версии комплексов ПВО, 300-е и 400-е, такими системами снабжены.
Радиус поражения комплексов С-200, как и С-300, составляет 250—300 км. Таким образом, в зоне их досягаемости оказывается зона ожидания для воздушных судов, следующих на Кипр, не говоря уже о том, что сама Сирия прекрасно видна с борта лайнеров, следующих из Москвы в израильский аэропорт Бен-Гурион и обратно. Однако С-300 гораздо более избирательна при выборе цели, чем ее предшественница.
Поэтому перевооружение сирийских ПВО более новыми образцами не только усилит обороноспособность армии Асада, но и укрепит безопасность полетов гражданской авиации в этом регионе, говорит Егорченков.
Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков в воскресенье заявил, что российское военное ведомство утвердилось во мнении насчет виновности израильских ВВС в произошедшей трагедии.
Вам и ракета в руки
На самом деле опасность для гражданских лайнеров от заблудившихся ракет С-200 не настолько велика, чтобы указывать на это в качестве причины поставок в Сирию ракет С-300, считает военный эксперт Антон Лавров.
Несмотря на то, что С-300 и С-400 намного „умнее“, чем С-200, все-таки последнее слово остается не за ракетами, а за ракетчиками. Управлять и теми и другими могут только профессиональные, специально обученные операторы, и доверять такие системы новобранцам никто не станет, — сказал он «Ридусу».Человеческий фактор потому так важен в обращении с ракетами ПВО, что время на принятие решения в боевой ситуации идет на секунды и важно, чтобы ракетчик не растерялся в гипотетической ситуации, если ракета захватила не тот объект, какой предполагается.
Даже на устаревших С-200 имеется система, позволяющая менять траекторию ракеты вплоть до момента поражения цели. Кроме того, на всех ракетах есть система самоподрыва. Но в обоих ситуациях экипаж ракетной установки должен этой ситуацией владеть, а не обреченно смотреть, как ракета захватила неправильную мишень! — подчеркивает эксперт.Он напоминает, что за годы войны в Сирии бывали инциденты, когда ракеты улетали весьма далеко от намеченных целей, но их экипажи успевали среагировать и уничтожить ракеты в воздухе.
Понятно, что обломки все равно будут продолжать двигаться по баллистической траектории до намеченной цели. Но ущерб от попадания облака мелких обломков или даже целой ракеты, но с неактивированной боеголовкой, будет несоизмеримо меньше, чем если боеголовка взрывается. Во всяком случае, все эти заблудившиеся ракеты не причинили никому никакого урона, — говорит Лавров.