В мире развернулся масштабный тренд к ужесточению законодательства в IT-сфере: государства противостоят монопольному положению цифровых гигантов, пытаются отстаивать пользовательские права, а также бороться с распространением деструктивного контента.
В России также активно ведется работа в этом направлении. Глава думского Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в интервью «Газете.ru» рассказал, как отечественные законодатели проводят апгрейд российского правового поля в IT-сфере.
По словам парламентария, законодательные инициативы преследуют в первую очередь одну главную цель — создание цифрового суверенитета страны.
Не менее важная цель, по словам Хинштейна, развитие российских производителей и разработчиков в каждом сегменте IT-отрасли: «Мы должны противопоставлять западным технологиям не жесткие репрессивные меры, а конкурентное преимущество. Надо отметить, что в ряде направлений сегодня на нашей территории большей популярностью пользуются именно отечественные разработки. Например, более половины поисковых запросов приходятся на „Яндекс“, а самая популярная социальная сеть — это „ВКонтакте“».
Впрочем, Россия остается неконкурентоспособной в сфере аудиовизуальных сервисов, таких как YouTube или Zoom, признает парламентарий.
Законодатели работают и в направлении защиты персональных данных: данные юзеров должны быть защищены и не могут быть предметом купли-продажи, убежден Хинштейн. Депутат напомнил, что недавно были приняты поправки в КоАП, которые ввели повышенные штрафы за нарушение обработки персональных данных. Также накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает параметры согласия на обработку юзерских данных и более четко прописывает существующую практику.
С 1 февраля 2021 года вступил в силу закон, который обязал социальные сети самостоятельно модерировать контент на своих площадках. Хинштейн напомнил, что штрафных санкций закон пока не предусматривает: «Мы не требуем ничего нового и сверхординарного, мы всего лишь фиксируем определенные рамки, которых сервисы должны придерживаться», — отметил депутат.
Хинштейн убежден, что крупные цифровые платформы не уйдут из страны в связи с повышенной активностью законотворцев.
Российский сегмент интернета — это привлекательная территория с экономической точки зрения. По разным оценкам, на долю международных интернет-компаний приходится более половины российского рынка цифровой рекламы, общий объём которой по прошлому году составил порядка 178 миллиардов рублей. И он будет только расти. Интернет-компании здесь хорошо зарабатывают и должны принимать правила игры.В данный момент парламентарии разрабатывают новые инициативы, которые более четко прописывают правила работы иностранных IT-компаний в России. По словам Хинштейна, все требования к зарубежным IT-гигантам, включая необходимость создания местных представительств и филиалов, могут быть сформулированы в одном законопроекте.