Обилие крупных военно-технических мероприятий, который год выпадающих на летний сезон (будь то авиасалон МАКС, Армейские международные игры или открывшийся на днях Международный военно-технический форум «Армия-2017») и проходящих на фоне уже ставших рутиной сводок из Сирии, неизбежно притупляет общее восприятие того, что происходит сегодня в военной сфере.
Между тем именно последняя «Армия» дает основание задуматься о том, что зашкаливающее количество «военного» в нашей жизни постепенно начинает переходить в качество. По крайней мере, это все чаще замечают те, кто регулярно следит за происходящим в военно-технической сфере.
«Армия-2017»
Новая модель
Несмотря на наличие разработок в самых различных областях современных вооружений, до последнего времени российскому ВПК не удавалось обеспечить создание комплексной системы ведения войны XXI века.
Четких критериев такой системы нигде не прописано, но при этом существует некая привлекательная военно-технологическая модель, реализованная США и НАТО, на которую пытаются равняться практически все страны, обеспокоенные нерушимостью собственных границ.
Попытки добиться успеха в этом направлении в России предпринимались постоянно, но не всегда они оказывались удачными. Так, например, российский ВПК непростительно долго тянул с созданием истребителя 5-го поколения, а военно-морская доктрина вызывает у экспертов вопросы и по сей день.
Первое впечатление, которое возникает после посещения «Армии-2017», — это то, что России удалось-таки сдвинуться с мертвой точки в военно-технической области и сделать первые шаги к формированию армии XXI века. Во всяком случае, вместо прежних шараханий из крайности в крайность, как в ситуации с «Мистралями» и т. п., сегодня просматривается некая взвешенная система построения и вооружения армии.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу на «Армии-2017»
Возможно, в таких выводах присутствует определенная доля субъективизма, но не заметить очевидных изменений сегодня тоже нельзя.
Что же послужило поводом для оптимистических выводов из представленного на «Армии-2017»?
Воюют роботы
Главное отличие развитых и цивилизованных стран от всех остальных заключается в отношении к человеческой жизни. Можно как угодно поносить и клеймить «западную» мораль, но все это будет оставаться пустым трепом хотя бы по одной причине: сегодня на Западе все подчинено тому, что главной ценностью является человек. Это прослеживается во всем, от сложнейших систем безопасности в автомобилях до сверхсовременного здравоохранения и… технологий ведения войны. Сохранение жизни солдата — базовая идея, лежащая в основе всего, что касается разработки современных вооружений и техники ведения боевых действий.
Именно это является сегодня мощнейшим фактором, определяющим развитие ВПК в США и странах НАТО. Миллиарды долларов, евро и фунтов стерлингов тратятся на то, чтобы непосредственные удары по противнику наносились без прямого участия человека. Высокоточное оружие, беспилотные системы и боевые роботы — главный оружейный тренд нынешнего столетия.
Боевые роботы от концерна «Калашников»
«Армата»
И первое, что бросается в глаза при посещении «Армии-2017», — это обилие различных роботов и беспилотных аппаратов военного назначения.
Новинками нынешней выставки стали машины, созданные на перспективной гусеничной платформе «Армата»: танк Т-14 (собственно «Армата») и боевая машина пехоты «Курганец». Третьим в списке принципиальных новинок в области бронетехники стал колесный БТР «Бумеранг».
Эти машины поистине уникальны, причем в общемировом масштабе. Российским инженерам единственным в мире удалось оснастить танк необитаемой башней. Процесс заряжания и наведения орудия осуществляется дистанционно экипажем, находящимся в хорошо защищенной броневой капсуле. Все это резко повышает выживаемость танкистов в бою. Впрочем, это не единственное достоинство «Арматы».
Танк Т-14 «Армата»
Возможность дистанционного управления орудием — первый шаг к созданию полностью беспилотного танка. Подобную цель ставят перед собой конструкторы боевых машин в США, Европе, Израиле, но приблизиться к ней настолько близко, как это удалось создателям «Арматы», пока не смог никто.
О реальных тактико-технических характеристиках «Арматы» известно крайне мало, что объясняется высоким уровнем секретности новой машины. Но даже из того, что имеется в открытом доступе, можно понять, что ее возможности будут превосходить возможности всех ныне существующих в мире танков. Более того, велика вероятность, что появление «Арматы» в российских вооруженных силах приведет к изменению всей системы использования танков в современной войне.
БТР «Бумеранг»
Не секрет, что многие военные специалисты видят в танках «вымирающий вид» наподобие рыцарской конницы, исчезнувшей из военного обихода с изменением способов ведения войны. Считается, что дорогостоящий танк стал чрезмерно уязвимым с появлением дешевого и эффективного противотанкового оружия (ПТУР, гранатометы и т. п.), размещаемого на вертолетах, автомобилях или просто на плечах пехотинцев.
До какой-то степени это действительно так. Но только, в отличие от рыцарей в латах, замены танку в условиях открытого боя, да еще и с учетом высокой стоимости человеческой жизни, пока не придумано. Это означает, что в выигрыше окажется тот, кто найдет способ изменить конструкцию танка и тактику его использования в соответствии с требованиями современного боя.
Есть ощущение, что создателям платформы «Армата» удалось нащупать дорогу именно в этом направлении.
БМП «Курганец»
«Панцирь»
Еще одной принципиально важной особенностью «Армии-2017» стала демонстрация нового зенитного ракетно-артиллерийского комплекса морского базирования «Панцирь-МЕ». ЗРПК «Панцирь» уже успел зарекомендовать себя как надежное и высокоточное средство борьбы с низколетящими целями: самолетами, вертолетами и крылатыми ракетами.
Основное предназначение комплекса — прикрытие ЗРК С-300 и С-400 от ударов с воздуха, однако система оказалась настолько эффективной, что под ее «зонтиком» сегодня можно спрятать практически все что угодно. Важнейшая особенность «Панциря» в том, что система может работать почти автоматически, удерживая сразу несколько целей на разной высоте.
ЗРПК «Панцирь-С»
«Панцирь-МЕ» позволяет обеспечить противоракетный «зонтик» для боевых кораблей. Низковысотные противокорабельные ракеты являются для них едва ли не главной угрозой - их достаточно трудно обнаружить при помощи радара и еще труднее уничтожить.
Классическим примером беспомощности боевого корабля перед таким оружием является гибель британского эсминца «Шеффилд» от аргентинской ракеты «Экзосет» (производство Франции) во время Фолклендской войны.
«Панцирь-МЕ» позволяет с большой вероятностью избежать подобного исхода, так как может вовремя засечь и уничтожить низколетящую цель.
«Панцирь-МЕ»
Rex 1
Еще одним интересным образцом, показанным на «Армии-2017», стало нелетальное оружие Rex 1 от концерна «Калашников».
Устройство, похожее на инопланетный бластер из фантастического фильма, позволяет блокировать электронные приемо-передающие устройства, а также электронные блоки транспортных средств. В радиусе 5 км оно забивает сигналы спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС, китайской BeiDou и европейской Galileo. В радиусе 1 км блокируются сигналы GSM, 3G, LTE и ставятся помехи на частотах 900 МГц, 2,4 ГГц, 5,2−5,8 ГГц.
Таким образом, Rex 1 способен блокировать системы управления взрывными устройствами, а также останавливать автомобили и прерывать полет дронов.