Спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов провёл совещание ESG-актива, в который вошли профильные топ-менеджеры крупнейших российских компаний.
В собрании участвовали представители РУСАЛа, Сбербанка, Газпромбанка, ВЭБа, Росатома, «Норникеля», «Сибура», «Татнефти», «Металлоинвеста», «Еврохима» и Х5 Group.
А цели всё дальше
Собравшиеся попытались найти новый путь России в глобальной повестке устойчивого развития. Главная мысль дискуссии заключалась в том, что с достижением Целей устойчивого развития (ЦУР) к 2030 году, принятых на уровне ООН, мир банально не справляется.
ЦУР сформулированы в 2015 году с контрольным сроком исполнения в 2030 году. Однако сегодня, когда до решающего дня остаётся не так много времени, очевидно, что до желаемых целей так же далеко, как и в 2015 году.
Причина кроется в чрезмерном разбросе и неопределённости поставленных целей, несогласованности в порядке их финансирования. Если на старте кампании недостающее финансирование оценивалось в 2,4 триллиона долларов, то к 2024 году показатель не сократился, а вырос до 4 триллионов.
Государственный долг развивающихся стран c 2010 года увеличивается в два раза быстрее, чем у развитых. При этом около 3,3 миллиарда человек живут в странах, где расходы только по обслуживанию долга превышают затраты на здравоохранение или образование. Легко понять, что при таком положении вещей денег на ЦУР у этих стран попросту нет.
Зелёный тупик
Отдельно отметим ЦУР № 13 — борьбу с изменением климата. Она является ярким примером вопиющих несоответствий. Критики даже называют господствующий способ достижения этой цели «неоколониальной политикой».
Это неудивительно, поскольку практически всё финансирование уходит на «зелёный переход», тогда как естественные природные решения для сокращения объёма парниковых газов (восстановление лесов и водной биосреды, другие) вытеснены альтернативной энергетикой. Зелёные активисты умеренно или по непониманию продолжают бороться с ветряными мельницами. С достойным лучшего применения упорством они игнорируют простую аксиому о том, что климат так или иначе изменится. При этом напрочь упускается важнейшая деталь: на адаптацию к глобальному потеплению, что является первоочередной необходимостью, уходит всего 5% выделяемых средств.
Предусмотренный Парижским соглашением 2015 года единый углеродный рынок так и не создан, зато вводятся односторонние налоги. На этом фоне выбросы CO₂ продолжают возрастать. Лишь глобальная экономическая пауза, наступившая в пандемию COVID-19, на какое-то время приостанавливала этот рост.
«Идти к выполнению целей устойчивого развития всем миром очень сложно. Всё равно многосторонний подход подменяется их политизированным использованием для достижения односторонних выгод, Например, Россия по многим ЦУР добивается большого прогресса, поэтому российские компании могли бы делиться ESG-практиками с развивающимися странами, но соответствующего механизма для этого нет. Наши достижения на площадке ООН не слышны из-за политического давления. Поэтому для России гораздо эффективнее было бы использовать региональные группы сотрудничества, сообщества „друзей с общими взглядами“», — подчёркивает Титов.
Подход Глобального Юга
Таким потенциальным сообществом может стать Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). По мнению Титова, в рамках этой организации существует возможность сузить чрезмерный разброс ЦУР, параллельно приблизив к реальности алгоритмы их финансирования. При этом наиболее практичным объектом для эксперимента становится всё та же климатическая повестка.
По словам спецпредставителя президента, Россия будет инициировать создание Совета по устойчивому развитию ШОС, который займётся выработкой альтернативной модели более адекватного и справедливого перехода к углеродной нейтральности.
Она должна предусматривать первоочередное финансирование природных климатических проектов, создание инструментов поддержки мер по адаптации к климатическим изменениям, определение единой позиции по формированию глобального рынка углеродных выбросов.
Началом данного процесса должна стать гармонизация инфраструктуры уже существующих углеродных рынков в рамках ШОС. Речь идёт о предельной конкретизации и взаимном признании методологий климатических проектов, валидаторов и верификаторов. Как следствие — о взаимозачёте углеродных единиц.
«На практическом уровне подвижки начнутся не раньше 2030 года, когда ООН станет подводить итоги пятнадцатилетней кампании ЦУР. Однако будет очень полезно, если к этому обсуждению ШОС подойдёт уже со сложившимся непротиворечивым проектом. Это очень заметно усилит позиции Глобального Юга», — признаёт Титов.
Участие России
В предстоящем торге немало козырей имеет и Россия. Один из них — громадная протяжённость территории страны. При обсуждении озвучена идея, согласно которой Россия может поставить условие пролетающим через её воздушное пространство авиакомпаниям приобретать российские углеродные единицы в счёт компенсации углеродного следа.
Помимо этого, российские углеродные единицы могут передаваться в другие страны для зачёта их «определяемых на национальном уровне вкладов (в сокращение выбросов)» в рамках статьи 6.2 Парижского соглашения.