Из-за проблем, связанных с уходом иностранных компаний, логистическими сложностями и другими последствиями западных санкций, Россия может снова столкнутся с недостроями и обманутыми дольщиками. Такое мнение высказал архитектор Вадим Рохлин в ходе организованного «Ридусом» совместно с Archclub. pro круглого стола «Импортозамещение в дизайне интерьера и архитектуре».
Стройка не остановится — это часть жизни. Но возможно, мы опять столкнемся с недостроями, с условно обманутыми дольщиками. Притом в данном случае застройщики будут и не виноваты во многом, это из-за внешних факторов, — сказал эксперт.По его словам, есть определенные сложности с поставками материалов и комплектующих. Но самая большая проблема — из-за волатильности рынка невозможно определить итоговую стоимость реализации проекта. И велика вероятность, что многие объекты, которые сейчас находятся на стадии проектирования, так могут на ней и остаться, потому что на моменте реализации их цена будет совсем другая.
Среди других возможных последствий Вадим Рохлин отметил необоснованный демпинг, который тоже приведет к тому, что многие проекты будут не закончены, «потому что демпинг никогда ни к чему хорошему не приводит», и большую конкуренцию на рынке труда.
В какой-то момент это должно устаканиться. Но будет период такой синусоиды, когда надо будет, как в серфинге, поймать волну. Не все выживут, — предупредил архитектор.В целом, по его словам, в контексте происходящих событий у архитекторов появилось довольно много как минусов, так и плюсов. Причем иногда оба полюса присутствуют в одном явлении. В их числе, например, уход зарубежных архитектурных бюро с российского рынка.
С одной стороны, кажется, что это хорошо: открывает новые возможности для местных игроков рынка. Очень многие российские компании, такие, как Сбербанк и ВТБ, принципиально работали только с зарубежными бюро, поясняет эксперт. И условия федеральных конкурсов зачастую были таковы, что должна быть российская компания в составе международного консорциума. И сейчас, когда многие иностранные компании уходят, высвобождается определенный пул задач и заказов.
Но эти зарубежные бюро ставили очень высокую планку. И была очень хорошая конкуренция. Сейчас у меня есть подозрение, что эта планка, возможно, упадет, а значит, упадет и качество конечного продукта — внешнего вида здания, планировки и так далее. Дай бог, чтобы этого не произошло. У нас на всю страну найдется два-три архитектора, которые могут, предположим, с Fuksas конкурировать. К сожалению, это факт, — заметил Вадим Рохлин.Кроме того, среди зарубежных компаний есть и те, кто управлял крупными стройками. По словам эксперта, в России, к сожалению, если говорить про крупное гражданское строительство (это аэропорты, огромные торговые центы и так далее) очень мало компаний, которые могут качественно управлять всем циклом, начина с проектирования и закачивая строительством.
Мы можем строить мосты, но небоскребы строить сами не умеем. Крупные зарубежные компании уходят, остается пара игроков. И мы не знаем что будет дальше. Опять же падает качество конечной продукции, — говорит архитектор.
Вызывает проблему и уход производителей специализированного программного обеспечения. Россия сейчас производит свое ПО, но в том, что касается высококачественного проектирования, оно не дотягивает до импортных аналогов, уточнил эксперт.
То есть, если мы хотим строить простые панельные дома по госзаказу где-нибудь в армейских городках, наше ПО идеально подходит. Но если мы хотим чего-то большего, пока мы такого не делаем. И параллельный импорт здесь не поможет, потому что можно, конечно, купить программу, но если нет поддержки, с ней будет довольно сложно работать, — заключает он.