У России есть большие перспективы по производству и экспорту водорода, который заменит нефть и природный газ. Это произойдет в том случае, если мир пойдет по соответствующему пути развития, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Я считаю, что мы можем это реализовать. Если мне память не изменяет, мы около пяти миллионов тонн водорода производим из 70−72 миллионов всего производства в мире. Это, в принципе, неплохой показатель. У нас огромная доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных и гидростанциях, и у нас много метана, — сказал он во вторник на проведенном «Ридусом» круглом столе «Вероятность появления и перспективы водородного транспорта в России».Европа, судя по текущей риторике и тенденциям, будет потреблять водород в ближайшие годы или десятилетия в несметных количествах, и для России это очень хорошо, отметил эксперт. Главное, чтобы она не осталась лишь поставщиком ресурсов, а все-таки занимались развитием различных технологий, не только в производстве водорода.
Презентация технологий водородного топлива в Московской области© Михаил Терещенко/ТАССПерспектива производства как топливных элементов, в которых разлагается водород, так и собственно водорода для внутренних нужд у России тоже есть, добавил Максим Кадаков.
По мнению эксперта, такой четкой стратегии движения, к сожалению, в России пока не просматривается. Есть декларации и отдельные шаги в виде закупки электробусов в столице, но нет конкретной экологической цели. Возможно, она «эфемерно присутствует», но нигде толком не прописана.
Если в Европе есть конкретная программа по снижению углеводородного следа, в перспективе будут трансграничные налоги, в том числе и на товары, понятна программа потребления — с большими вопросами, но хотя бы есть понимание, куда они движутся, то у нас этого понимания нет, и не совсем понятно, зачем оно нам, — поясняет эксперт.Россия не смогла реализовать даже план газификации транспорта, напомнил он. Эта огромная программа была принята в 2013 году. Было велено перевести на газ половину парка общественного и коммунального транспорта в городах миллионниках. Но не получилось — дизель устоял.
Благодаря этой программе в стране появилось 500 газозаправочных станций. Для сравнения, в маленькой, по сравнению даже с Центральной Россией, Италии без всяких программ построили 1500 таких станций, в соседнем Узбекистане их больше, чем АЗС — гигантские, красивые, многопостовые, безопасные, со всей придорожной инфраструктурой.
Так что пока мир сильнее России в вопросах внедрения новых технологий в производство и в жизнь, в том числе и финансово, подытожил эксперт.