На сайте госзакупок Минпромторг разместил заявку на разработку единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота. Речь идет об использовании искусственного интеллекта в судовождении. Таким образом Россия пытается не отстать от развернувшейся во всем мире гонки по созданию беспилотных кораблей. Сегодня над этим работают в Великобритании, Норвегии, Китае, Франции и других странах.
По данным Минпромторга, на разработку единой платформы предполагается потратить 311 млн рублей. Результаты работы намерены использовать при модернизации коммерческих судов уже в 2020 году.
Изначально исполнителю предлагают создать техническую платформу для трех видов судов, один из которых предназначен для хождения по Севморпути:
— челночных танкеров проекта Р-70046 (серия арктических танкеров);
— самоходных грузовых шаланд (барж) проекта НВ900 (грунтоотвозная самоходная баржа);
— сухогрузов проекта RSD59 (самоходное сухогрузное судно морского и смешанного «река/море» плавания класса).
Кораблям не хватает внимания
В России последние несколько лет много говорят о необходимости создания и внедрения беспилотных технологий практически везде, включая и водный транспорт. Однако, по мнению Минпромторга, «созданию безэкипажных судов до настоящего времени уделяется недостаточное внимание». Министерство решило это исправить, взяв инициативу на себя в части создания «интеллектуального» торгового флота.
Созданием безэкипажных технологий сейчас в основном занимается отраслевой центр «Маринет», которому выделено госфинансирование. В рамках Национальной технологической инициативы в 2015 году была разработана дорожная карта, предполагающая создание системы морского транспорта без экипажа. Уже есть ряд проектов. Но Минпромторг считает, что эти проекты пока «имеют узкоспециальное назначение и не способствуют внедрению безэкипажного судовождения в практику морского коммерческого и технического флота».
Цель Минпромторга — обеспечить именно коммерческое использование беспилотников.
Ключевой экономический эффект, бесспорно, формируется за счет повышения безопасности судовождения. Человеческий фактор, несмотря на повсеместное использование технологий автоматизации судовождения, остается главной причиной инцидентов на море. По данным крупнейших финансово-страховых концернов, стоимость произошедших из-за ошибок людей убытков при морских перевозках в 2017 году составила 1,6 млрд долларов, — говорится в материалах Минпромторга к госзакупке.Другой, не менее важный эффект от использования корабля-беспилотника — снижение затрат судоходных компаний на экипаж на борту за счет сокращения его численности и требований к квалификации. В среднем от 30% до 40% эксплуатационных расходов приходятся на содержание экипажа, что составляет около 10% от совокупных затрат на перевозку.
Создание судов-беспилотников позволит снизить эти расходы за счет сокращения вахтового состава, а в перспективе и меньшего количества жилой инфраструктуры.
Интересный факт: Минпромторг считает, что снижение числа людей на судне в том числе «повысит привлекательность профессии моряков».
Беспилотники отправят в Арктику
Ранее гендиректор отраслевого центра «Маринет» Александр Пинский говорил, что на данный момент в России идет работа по оснащению «искусственным интеллектом» существующих судов. «Маринет» намеревался испытать беспилотную технологию на практике в Арктике, Балтике, Черном и Азовском морях в июне этого года. Но пока о результатах испытаний, и были ли они, ничего не известно.
Общий бюджет проекта по «Созданию платформы для разработки технологий безэкипажного судовождения методом компьютерного моделирования в виртуальной среде» составляет 439 млн рублей, объем государственной поддержки составит 60% от бюджета проекта.
Кстати, не только Минпромторг в России озаботился созданием интеллектуальных танкеров, которые могут провозить грузы через Арктику — Северный морской путь (СМП). Входящий в госкорпорацию «Росатом» РФЯЦ-ВНИИЭФ ведет свою разработку цифровой модели безэкипажного судна, которое будет предназначено для работы на СМП.