Экономика

Россия перекроет Белоруссии бензиновый кран

2 57490

Поставки российских нефтепродуктов в Белоруссию экономически нецелесообразны, поскольку братская республика сама себя ими полностью обеспечивает за счет переработки российской же нефти, заявил министр энергетики РФ Александр Новак.

В рамках Таможенного союза такая ситуация дает Белоруссии возможность заниматься реэкспортом, извлекая прибыль, которую мог бы получить бюджет России. Чтобы закрыть эту лазейку, Россия намерена ограничить с четвертого квартала 2018 года беспошлинные поставки нефтепродуктов в эту страну.

За первое полугодие 2018 года Белоруссия импортировала 2,19 млн тонн нефтепродуктов, из них 2,11 млн тонн ввезено из России. В то же время экспорт нефтепродуктов из Белоруссии вырос на 7,9% — до 6,6 млн тонн. При этом в страны СНГ (в основном в Россию и на Украину) было поставлено 1,64 млн тонн нефтепродуктов (сокращение на 16,9%), в страны дальнего зарубежья — 4,96 млн тонн (рост на 19,7%). В стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов возрос на 27,7% — до 3,36 млрд долларов, сообщает «Финмаркет».

Александр Новак© AP/TASS

Не все коту масленица

Решение со стороны правительства России разумное и честное при наличии фактических данных об увеличении экспорта из Белоруссии и при условии, что отношения России и Украины испорчены, считает ведущий аналитик ООО «ЦСИТ» (Центр современных инвестиционных технологий) Денис Владимиров.

Да, согласно официальным отчетам, поставки из Беларуси на Украину сокращаются, но не исключена некая многоходовка, благодаря которой действительно выгодно заниматься реэкспортом в обход политической обстановки. Тем более что глава Беларуси славится своими способностями „дружить со всеми“, — сказал он «Ридусу».

Потери Белоруссии в результате такого решения эксперт оценивает примерно в 300 млн долларов. Но в условиях санкционного давления, кризиса с пенсионным фондом и скачка цен на бензин в России задумываться о потерях соседей российские политики не будут, полагает он. А если подтвердятся догадки о реэкспорте, можно ждать ухудшения политического фона между Россией и Белоруссией.

Поле для маневра

Белоруссия изначально занимает особое место среди ближайших соседей России, напоминает аналитик компании «ФинИст» Геннадий Попов. Упрощенно модель белорусско-российских отношений можно охарактеризовать как обеспечение финансово-экономической поддержки в обмен на определенную степень политической лояльности со стороны белорусского руководства. По оценкам МВФ, около 90% этой поддержки приходится на скрытые субсидии по поставкам газа, нефти и нефтепродуктов.

Понятно, что нефтегазовые льготы — это безвозвратные косвенные потери российского бюджета. Россия поставляет Белоруссии сырую нефть беспошлинно, а перерабатываемые нефтепродукты поставляются Белоруссией за границу с взиманием пошлины и зачислением ее в белорусский бюджет, — говорит эксперт.

По его словам, на 2017—2018 годы Минск и Москва согласовали индикативный баланс поставок нефти в объеме 24 млн тонн в год, из которых 18 млн идут на белорусские НПЗ, а 6 млн — «перетаможиваются», с зачислением пошлин от этого объема в бюджет Белоруссии. Вместе с тем в случае реэкспорта ввезенных из России нефтепродуктов пошлины также получит белорусский бюджет, тогда как российский их недосчитается. По экспертным оценкам, такая практика принесла республике 550—600 млн долларов за минувший год.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Но в последнее время субсидирование со стороны России сокращается из-за особенностей экспортной пошлины и в связи с реализацией налогового маневра в российской нефтяной отрасли, начатого еще в 2015 году, напоминает аналитик. Данная программа предполагает увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и обнуление нефтяных экспортных пошлин, что ведет к увеличению входящей стоимости российской нефти для Белоруссии, которая получает нефть без уплаты пошлин в бюджет РФ.

Если Россия полностью заменит нефтяные экспортные пошлины налогом на добычу полезных ископаемых, то цена нефти для Беларуси максимально приблизится к рыночной, — поясняет Попов.

Вместе с тем ущерб России от промедления с нефтяным налоговым маневром оценивается Минфином РФ в сумму 1 трлн российских рублей, из которых 140 млрд (около 2,4 млрд долларов) российский бюджет потерял в последние годы из-за поставок в Беларусь, говорил ранее в интервью газете «Ведомости» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов.

Кстати, там же в Минфине России считают, что поддерживать коллег по союзу надо, но используя „явные, счетные формы поддержки — займы, кредиты, покупку финансовых активов“. Очевидно, что лишение „союзнических“ преференций диссонирует с „духом“ создания ЕАЭС. Поэтому политические власти Беларуси приложат максимум политического лавирования, чтобы максимально продлить статус-кво российско-белорусского энергетического сотрудничества, — прогнозирует Попов.

Разменная карта

С тем, что перепродажа российских нефтепродуктов другим государствам — не лучший способ братской поддержки, согласен шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев. Фактическая дотация более дешевого топлива для внутренних нужд Беларуси — это правильно, отмечает он. И дело не только в дружеских связях.

Поддерживая экономику соседей, мы поддерживаем неявно и все те наши российские предприятия, которые что-то в Беларусь экспортируют, поддерживаем в потенциале любые вообще совместные проекты, начинания. В Беларуси при дотируемых нефтепродуктах не будет расти себестоимость производства, а значит, будут крепкими и более платежеспособными предприятия и граждане, они скорее смогут поддержать спросом и нашу российскую продукцию, — рассуждает эксперт.

Но это не значит, что Россия должна поощрять прямой реэкспорт, когда продукт российского происхождения продается в дальнее зарубежье, а основную выгоду от этого получает не Россия, добавляет эксперт. По его словам, эту ситуацию можно и необходимо менять, так что вопрос Минэнерго ставит правильно. Другое дело, что тут могут быть и другие решения, кроме как перекрыть и запретить.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Например, можно попытаться задействовать экономические связи Белоруссии, чтобы получать совместную выгоду в условиях санкционных ограничений против России. Можно «обменять» сохранение условий реэкспорта, близких к прежним, на преференции в иных совместных контрактах с братским соседом. То есть Россия может получить полезные для себя уступки в других вопросах в обмен на уступки на энергетическом поле, полагает аналитик. Россия, в свою очередь, должна прислушаться к сетованиям белорусских фермеров.

Неправильно, когда для них закрывают или ограничивают, часто искусственно, наш рынок под надуманными предлогами про несоответствие продуктов якобы экологическим нормам — все знают, что продукты эти часто качественнее наших, — отмечает Пушкарев.

Он также допускает, что не зря идет речь о возможных ограничениях именно с четвертого квартала, а не прямо сейчас: таким образом российское правительство, скорее всего, оставляет почву для того, чтобы поторговаться с белорусскими коллегами, попытаться снять взаимные экономические озабоченности в комплексе. И поставки нефтепродуктов могут служить одним из инструментов воздействия.