Космос Технологии

Россия подсадила США на иглу своих космических технологий

1 2028

Российские двигатели будут использоваться в первых ступенях американских ракет «Атлас-5», пока в США не разработают и не сертифицируют собственный новый двигатель.

Условия бюджета США на 2016 год временно снимают запрет на закупку российских ракетных двигателей, что открывает перед российским НПО «Энергомаш» возможность получить многомиллионные заказы.

Палата представителей Конгресса США в декабре 2014 года в качестве одной из санкций приняла поправку сенатора Джона Маккейна, которая предусматривает полный отказ США от РД-180 до 2019 года. Исключение сделано для контракта, заключенного консорциумом ULA до 2019 года. Одновременно Конгресс выделил $220 миллионов на разработку отечественных двигателей.

Зависимость американской космической индустрии от российских технологий особенно контрастно проявляется потому, что новый контракт заключен на волне санкций, обновление которых произошло не далее как на этой неделе.

«А что американцам остается делать? — говорит специалист по средствам выведения, эксперт журнала „Новости космонавтики“ Игорь Афанасьев. — США завязали себя на двигатели „Энергомаша“ еще в 1990-х годах, и им просто не было необходимости поэтому разрабатывать собственные аналоги».

Покупать готовые РД-180 дешевле, чем даже просто разобрать по винтикам и скопировать этот двигатель, при том, что все чертежи у американцев имеются по условиям поставок, и технологически они сделать это в состоянии. Но для этого надо как минимум выстроить отдельный завод. Американцы посчитали, что игра не стоит свеч, сказал Афанасьев «Ридусу».

«У них все пуски ракет „Атлас“ расписаны года до 2019-го, поэтому отказаться от них американцы просто не могут. Один двигатель — один пуск. Поэтому санкции санкциями, но business as usual», — говорит он.

Это звучит цинично, но программа пусков «Атласов» «подсела на иглу» зависимости от российских поставок, продолжает эксперт. РД-180 обладает уникальными характеристиками (в частности, тягой порядка 380 тонн), которые невозможно повторить, делая аналогичный двигатель «с нуля».

Интрига состоит еще и в том, что даже перспективная технология возвращаемой ракеты-носителя Falcon фирмы SpaceX не ликвидирует эту зависимость, так как двигатель, установленный на Falcon, имеет тягу только 70 тонн, и при этом он менее экономичный.

ULA сейчас разрабатывает для перспективной ракеты «Вулкан» двигатель ВЕ-4, сравнимый по параметрам с РД-180. «Вулкан» сможет заменить ракеты «Атлас» и «Дельта». Но пока идут только стендовые испытания, и воплощение ВЕ-4 «в металле» — дело не ближайших лет.

«Я поэтому думаю, что и когда все заказанные РД-180 будут израсходованы, американцы перезаключат контракт. Потому что отказываться от пусков „Атласов“ в коммерческих и военных целях они пока не планируют», — говорит Афанасьев.