Потребительский спрос в России впервые с 2014 года достиг максимума: в июле индекс «спрос-запрос» составил 107,1 пункта. Это говорит о выходе потребительской активности на докризисный уровень, пишет газета «Известия» со ссылкой на исследование Министерства экономического развития.
Упомянутый индекс рассчитывается на основе интернет-запросов россиян по различным группам товаров и услуг. Чтобы составить точную картину, аналитики «очищают» динамику запросов от сезонных факторов. Проведя расчеты, эксперты пришли к выводу, что в прошлом месяце россияне активно интересовались непродовольственными товарами — автомобилями, бытовой техникой, мебелью и косметикой. Рост запросов по этим товарам и обусловил долгожданный подъем показателей потребительской активности населения.
«Вместе с тем делать окончательные выводы об изменении потребительского спроса в июле стоит после публикации данных Росстата», — предупреждают в Минэкономразвития.
Откуда деньги?
Оптимистичные показатели, к сожалению, не доказывают увеличения доходов у россиян. Тем более что главным фактором роста потребительской активности стали кредитные займы. Как подсчитали в Банке России, за последние полгода объем кредитов, выданных физическим лицам, вырос на 3,8%. При этом в последние месяцы кроме устойчивого роста ипотечного кредитования аналитики стали замечать наращивание других потребительских ссуд.
Опрошенные изданием представители российских банков подтвердили данные экспертов Минэкономразвития и финансового регулятора. По словам банкиров, чаще всего россияне брали кредиты на услуги туристических и свадебных агентств, а также на покупку автомобилей. Также в некоторых финансовых организациях отметили активизацию рефинансирования населением ранее взятых необеспеченных ссуд.
«Пузыри» пока не страшны
Несмотря на то, что россияне стали брать больше кредитов, российские ведомства сохраняют спокойствие, отмечается в статье. Рисков «надувания пузырей» на кредитном рынке не видят ни в Центробанке, ни в Минэкономразвития. Эксперты ведомства успокаивают: отношение задолженности по кредитам к доходам составляет 20%, то есть это не превышает показателей кредитной нагрузки населения в 2013 году.
Вместе с тем эксперты прогнозируют, что докризисный потребительский бум в России больше никогда не повторится. Даже в случае оживления экономики и роста доходов у людей все равно останутся память о «черных деньках» и новые стандарты потребления.
Гречка перестала быть роскошью
В период особо острой фазы кризиса 2014−2015 годов рядовые россияне с ужасом наблюдали рост цен на гречку. Многие еще помнят шутки о том, что скоро эту ценную кашу будет принято есть как красную икру — намазывая на хлеб.
© pikabuСегодня и это свидетельство экономического упадка уходит в прошлое. По данным Министерства сельского хозяйства, цены производителей на гречиху к началу августа снизились вдвое (51,9%) по сравнению с прошлым годом. В связи с этим через несколько месяцев ожидается ощутимое снижение цен на эту крупу в розничных магазинах.
«Снижение цен на гречиху и гречневую крупу вызвано насыщенностью рынка продукцией отечественного производства», — цитируют «Известия» пояснения Минсельхоза.