Экономика

Россия рискует сбиться с «Шелкового пути»

5 2295

Через месяц, в сентябре этого года, стартует сервисное обслуживание новой железной дороги от Баку через Тбилиси до турецкого города Карс. Строители прогнозируют, что в полноценный рабочий режим она войдет в конце 2017 — начале 2018 года. Железнодорожное полотно длиной 826 км станет составным участком китайского проекта «Один пояс — один путь», который также называют новым «Шелковым путем». Благодаря ему доставка товаров из Китая в Европу значительно облегчится. А шансы, что Россия выпадет из прибыльного китайского проекта, многократно увеличатся.

Медленно и мало

На перевозки китайских товаров по суше приходится только 5−7% грузов, причем основной объем идет по российской Транссибирской магистрали. Но этот отрезок пути имеет два больших минуса: первый — это сильная загруженность магистрали внутренними российскими грузами и её низкая пропускная способность, и второй — скорость движения грузовых составов. Если по Китаю контейнеры движутся со скоростью 40 км/ч, то на Транссибе она снижается до 12 км/ч, главным образом из-за множества узких участков.

Однако большая часть грузов из Азии в Европу доставляется морским путем. В то же время, доставка морем давно считается излишне затратным мероприятием. «Сегодня провезти один контейнер только по морю, на одном отрезке — через Каспий — стоит $1200. За эти деньги можно провезти контейнер от Владивостока до Москвы», — приводит пример гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.

На этом фоне запуск железной дороги Баку-Тибилси-Карс (БТК) выглядит преимуществом, так как он позволит китайцам отказаться от переправки грузов по Черному морю, отмечает Газета.Ru.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Геополитический фактор

Ещё одним фактором, который играет против России, стала непредсказуемая внешняя политика государства. Такое мнение выдвинул вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Обострившиеся за последние годы взаимоотношения с Западом заставляют чувствовать неуверенность даже самых близких партнеров российского государства. Это привело к тому, что большинство, сохраняя свою лояльность, стараются предусмотреть альтернативные варианты. Китай в этом ряду один из самых ярких примеров: государство абсолютно не торопится инвестировать в транспортную инфраструктуру России (в развитие того же Транссиба), а для доставки грузов в Евросоюз китайцы разработали не менее шести вариантов маршрутов.

По мнению экспертов, Китай готов дружить со всеми странами, которые благодаря своему географическому положению могут стать частью «Шелкового пути». Сам проект настолько «аппетитный», что все потенциальные участники мечтают перетянуть на себя прибыльный проект — Пекину остается только выбирать самый дешевый и оптимальный из предложенных проектов.

В марте обозреватели «Форбс» выявили главную угрозу, которая может препятствовать прорыву России в евразийском инфраструктурном проекте нового «Шелкового пути». Ее преимуществом был Таможенный союз, который позволял переправлять грузы без лишней волокиты с пересечением границ. Однако его плюсы легко могут перечеркнуть санкционные войны России с Западом, отмечало издание.