Инфографика "Процентное соотношение количества мотоаварий в России, Европе и США". Увеличить изображение. © Оля Манолова/Ridus.ru
Представители многочисленных мотоклубов, равно как и представители правоохранительных органов признают, что летом 2013 года число дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклов и скутеров угрожающе увеличилось. Стоит отметить, что это общая тенденция, отображающая ситуацию за последние годы.
Справедливо будет пояснить, что, прежде всего, этот рост связан с общим увеличением количества транспортных средств. «Количество ДТП с участием мотоциклистов будет только увеличиваться. Снижения аварийности ожидать не приходится, в связи с увеличением количества покупаемых мотоциклов и высокой интенсивностью движения на дорогах, а также из-за возрастающей популярности мотоциклов», - пояснил «Ридусу» глава мотоклуба «Ночные волки» Александр "Хирург" Залдостанов.
Согласно данным руководителя проекта Motocitizen (волонтерская программа помощи на дорогах) Павла Соскова, с начала нынешнего года в стране произошло более 2000 аварий с участием мотоциклистов. Для сравнения, в 2010 году - 318 аварий, в 2011-м - 443 аварии, в 2012-м году - 501. Причем стоит отметить, "мотосезон" у нас - с апреля по октябрь.
Всего же, по данным ГИБДД на сентябрь месяц, в России произошло более 22 тысяч ДТП.
Статистика дорожных полицейских сообщает, что в 2008 году общее число происшествий с участием двухколесных средств составляло 3,6% от общего числа аварий, в 2011-м - уже 5,3%. А уже сейчас доля ДТП с участием "байков" составляет более 10% от общего числа аварий.
В любой стране Европы данный показатель ниже в 10 раз; от американцев мы пока отстаем. В США в нынешнем году разбились, по данным юридической компании Sutliff & Stout, специализирующейся на делах по ДТП, более четырех тысяч "байков". Общее же число ДТП в США на данный момент составляет чуть более 33 тысяч. Таким образом, доля ДТП с участием "байков" в США составляет примерно 12%.
Однако если в Штатах насчитывается 12 миллионов мотосредств, по данным Совета мотоциклетной промышленности (в статистику MIC входят продажи членов ассоциации: BMW, Can-Am, Ducati, Harley-Davidson, Honda, Kawasaki, KTM, Piaggio Group (включая Aprilia, Moto Guzzi, Piaggio и Vespa), Suzuki, Triumph, Victory и Yamaha), то в России сейчас насчитывается 2,5 миллиона единиц мототехники.
Таким образом, если считать грубо, на российских дорогах в авариях за этот год побывал каждый 1250-й "байк", а на американских - каждый 3000-й. В процентном соотношении мы вдвое "обходим конкурента".
Конечно, есть еще Индия, а также страны Юго-Восточной Азии и Китай, где насчитывается соответственно 37, 26 и 54 миллиона двухколесных моторных средств, где реальное число мото-ДТП неизвестно никому (наверное, это действительно страшные цифры, учитывая хаос, царящий в этих странах на дорогах), но стоит ли конкурировать в таком "соревновании"?
Даже с оглядкой на бескрайние просторы и большую численность населения, эксперты считают ситуацию критической и связывают печальную статистику, в первую очередь, с отсутствием культуры вождения в России и элементарным незнанием правил ПДД. Также стоит отметить, в немалой доле аварий виноваты водители автомобилей, а отнюдь не мотоциклисты.
Депутат Госдумы Александр Романович считает, что для решения проблемы необходимо возродить систему подготовки к вождению, которая существовала в СССР. «Подобные системы действуют в большинстве развитых стран. Они воспитывают в человеке водителя, - говорит депутат. – Например, в Европе невозможно купить скутер не имея водительского удостоверения». Подготовка будущего водителя осуществляется поэтапно: в 14 лет можно получить права на вождение скутера с объёмом двигателя не более 50 кб/см, в 16 лет – права на управление мотоциклом, но с двигателем не более 120 кб/см. Таким образом, начиная водить автомобиль, человек уже имеет достаточный реальный опыт.
Похожая система начинает внедряться в жизнь российских граждан. Если еще до недавнего времени на скутерах можно было ездить не имея никаких документов, то теперь необходимо получить категорию «М» - пройти теоритический экзамен.
Пропаганду культурного вождения по правилам ПДД эксперты единодушно признают наиболее эффективным методом предотвращения ДТП. Наиболее озабоченное проблемой мотодвижение пытается решить ее на своем уровне, например, созданием «мотоотрядов», которые боролись бы с хамством на дорогах, а также оказывали какую-либо помощь мотоциклистам, попавшим в затруднительное положение. Впрочем, данная инициатива пока лишь инициатива. Запуск проекта планируется лишь в будущем сезоне. Вице-президент автомобильного движения России Леонид Ольшанский также необходимым считает строительство разумных дорожных объектов. В пример он привел построенную эстакаду на пересечении Мичуринского проспекта и Аминьевского шоссе, на котором раньше аварии случались постоянно, а после постройки эстакады совсем прекратились.
Эксперты сходятся в одном, что главный способ обезопасить себя и других на дороге - быть внимательным и ответственным. Однако это, казалось бы, несложное для понимания правило оказывается не постижимым тысячам и тысячам водителям, если обернуться на цифры статистики ДТП. Но вместе с тем очевидной панацеи от этой проблемы никто предложить не может. А угроза ничуть не снижается. Если в 2010 году рынок двухколесных средств в России составлял 203 тысячи единиц, согласно исследованию консалтинговой компании «АМИКО», то в 2012-м он уже составлял 574,6 тысячи штук. Если и темпы продаж, и темпы аварийности снижаться не будут, то по количеству мото-ДТП в абсолюте мы перегоним Америку уже буквально в следующем году, ну в крайнем случае через год.