Россия входит в тройку лидеров по неравенству регионов внутри страны среди государств Европы и Центральной Азии, выяснил Всемирный банк
Доклад ВБ «На пути к новому общественному договору» опубликовало агентство РБК.
Сегодня Россия имеет самый высокий уровень регионального неравенства среди крупных стран с развивающейся экономикой, таких как Бразилия, Китай и Индия.
Самое же низкое региональное неравенство зафиксировано в Дании, Австрии и на Украине.
Среди лидеров также Словакия и Таджикистан, с той лишь разницей, что регионы первой из этих стран примерно равны по благополучию, а второй — по бедности.
Меня Гондурас беспокоит
Домохозяйства в Сахалинской области (которая имеет самый высокий в РФ валовой региональный продукт на душу населения) имеют уровень жизни, аналогичный уровню жизни в Сингапуре. А домохозяйства в Ингушетии (самый низкий ВРП на душу населения) имеют уровень жизни, близкий к Гондурасу.
В Москве, Санкт-Петербурге и Казани уровень бедности не превышает 10% населения, а на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке эта цифра приближается к 40%.
Разрыв в социально-экономическом развитии как между регионами РФ, так и внутри самих регионов безобразно велик, что является постоянным источником общественной напряженности, говорит замгендиректора Международного центра развития регионов Олег Столяров.
Этот дисбаланс измеряется так называемым коэффициентом Джини (по имени автора, итальянца Коррадо Джини, предложившего этот показатель в 1912 году): он показывает соотношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей территории. По данным ЦРУ (от 2015 года), индекс Джини в целом по России составлял 41,2%.
Нельзя сказать, что власти России очень уж встревожены межрегиональным неравенством — судя по тому, что правительству подбрасывают проекты прямо противоположной направленности: например, развивать только пять-десять мегаполисов, бросив остальную восьмую часть суши на произвол судьбы.
Для достижения поставленной цели руководство страны будет закачивать в эти «города-шоурумы» колоссальные материальные и людские ресурсы, которые не берутся с неба, — их придется «импортировать» из остальных регионов России, обезлюживая и обедняя их еще больше.
Недавно уже и Минэкономразвития выдвинуло проект о делении России в дополнение к существующим федеральным округам еще и на экономические макрорегионы.
Авторучное управление
Столяров вспоминает, как он занимался проблемами моногорода Пикалево Ленинградской области и обнаружил, что 91% всех доходов этого поселения изымались в региональный и федеральный бюджеты.
Проблемы этого города в какой-то момент вышли на такой уровень, что туда лично Владимир Путин приезжал разруливать ситуацию и в сердцах кинул авторучку в Олега Дерипаску.
Но зачем нужны были все эти экстренные ручные методы управления, если существует совершенно очевидный способ решения проблем не только Пикалево, но и любой другой территории: оставьте собираемые там налоги внутри этой территории! — призывает экономист.К примеру, в Канаде, где различия между относительно богатыми провинциями (такими, как Онтарио) и относительно бедными (такими, как Нунавут) тоже весьма велико, федеральное правительство с целью выравнивания уровня социально-экономического развития провинций и территорий использует специальный «гармонизирующий налог» (federal harmonization tax).
В России же аналогичная программа была свернута еще в 2008 году, и это привело к всплеску «регионального эгоизма» со стороны властей тех субъектов Федерации, которые могут себе позволить экономическую автаркию.
Например, только что переизбранный губернатор Московской области Андрей Воробьев директивно запретил подмосковным фирмам вести бизнес в регионе, если они не создают при этом дополнительные рабочие места.
Потому что существующая система уплаты НДФЛ — не по месту жительства работников, а по месту их работы — для Подмосковья является мощным налоговым «пылесосом», вытягивающим налоги в столицу.
Идее этой уже не один десяток лет, и не исключено, что она еще столько же будет оставаться на уровне «ручного управления» конкретных губернаторов, считает руководитель фискального направления Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Положительная сторона реформы системы распределения НДФЛ заключается в том, что люди, живущие в одном регионе, а работающие в другом, воспринимают как несправедливость, что от результатов их труда благосостояние их малой родины никак не зависит.
При существующей системе более богатые (точнее, более «трудоемкие») регионы работают, как пылесосы, вытягивая из регионов с более слабыми рынками труда рабочую силу, а вместе с нею — и налоговые поступления.
Это приводит к хрестоматийному процессу «богатые богатеют, бедные беднеют». А это опасно для единства такой огромной по географическим масштабам федерации, как российская. Все-таки Россия — не Гондурас.