Россия сохраняет контроль за находящимся в Казахстане космодромом Байконур, и правительства обеих стран намерены сделать его центром новой ракетной программы «Союз-5», которая, по их замыслу, сможет конкурировать со SpaceX. Российские разработчики «Союза-5» уверены, что выводить полезные грузы на орбиту будет дешевле именно на их ракете, нежели на многоразовой Falcon-9 Илона Маска.
Однако, как отмечает Bloomberg, эти планы, призванные помочь России перейти в новую космическую эпоху, рискуют остаться нереализованными из-за санкций в отношении РФ и резкого оттока партнеров и клиентов — от национальных космических агентств до коммерческих компаний, таких как Eutelsat OneWeb, исторически полагавшихся на российские ракеты для вывода своих космических аппаратов на орбиту.
Трещина во взаимоотношениях
Bloomberg обращает внимание и на еще один немаловажный фактор, тормозящий российские космические программы, — все более сложные взаимоотношения между Россией и Казахстаном.
Несмотря на сохраняющиеся тесные связи с Москвой, Казахстан активно занят выстраиванием отношений со странами Запада, и в первую очередь Европейского союза. Главной целью Астаны является скорейшая диверсификация экономических и политических связей.
По мнению доцента Центра арабских и исламских исследований Австралийского национального университета Кирилла Нуржанова, такое поведение Казахстана является вполне продуманной и определяющей стратегией.
«В нынешних условиях Казахстан считает необходимым иметь как можно меньше общего с официальными российскими программами, включая космические», — говорит ученый.
«Союз-5»
На этом фоне, по мнению Bloomberg, основной причиной беспокойства России по поводу Казахстана являются последствия для судьбы того самого «Союза-5». Дело в том, что этот носитель предназначен для работы в одной из самых прибыльных и перспективных областей использования космоса — доставке грузов на низкую околоземную орбиту.
Предполагается, что «Союз-5» будет запускаться с космодрома Байтерек — новой строящейся части Байконура.
Однако создание ракеты отстает на несколько лет, что вызывает все большее недовольство со стороны Казахстана.
Как сообщает Bloomberg, в марте этого года Казахстан конфисковал часть имущества объекта по решению местного суда, обязавшего российское АО «ЦЭНКИ» (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) выплатить около 13,7 миллиарда тенге после того, как компания не выполнила соглашение по проведению оценки воздействия на окружающую среду.
Как заявляют стороны, они ведут переговоры о заключении мирового соглашения, и обе страны намерены продолжить реализацию проекта. Однако, учитывая общую ситуацию и огромное отставание, уже нельзя сказать, насколько это возможно.
Отставание и отсутствие клиентов
Для России «Союз-5» имеет решающее значение, так как без него она рискует еще больше отстать от западных и азиатских конкурентов, постоянно наращивающих свои космические мощности.
Проблема осложняется тем, что ко времени, когда ракета будет готова (ожидается, что не раньше конца 2025 года), многие операторы космической техники окончательно откажутся от использования российских средств доставки.
«Главная проблема этого проекта — отсутствие клиентов. На самом деле в мире нет заказчика для этих ракет», — цитирует Bloomberg научного сотрудника Школы права и дипломатии Флетчера Университета Тафтса Павла Лузина.
Новым препятствием для планов по модернизации космодрома, с которого когда-то отправился в космос Юрий Гагарин, является дефицит финансирования. Сделка 2021 года с Объединенными Арабскими Эмиратами по поиску инвестиций для реконструкции части космодрома провалилась.
«Стало ясно, что связанные с этим затраты и сложности намного серьезней, чем мы первоначально надеялись. В настоящее время не существует плана дальнейшего нашего в ней участия», — заявил заместитель генерального директора Космического агентства ОАЭ Ибрагим Хамза аль-Касим.
Ближе к дому?
В результате России придется искать варианты поближе к дому, уверен Bloomberg, она попытается перенести большее количество запусков на космодром Восточный, который должен стать базой для нового семейства ракет типа «Ангара».
Однако и здесь российскую космическую отрасль преследуют все те же проблемы: работы по созданию космодрома и ракетные проекты отстают от графика, что ставит под сомнение возможность отказа от Байконура.
«Первоначальный план заключался в том, чтобы подготовить ракету „Ангара“ и Восточный, — говорит старший преподаватель Польского университета ВВС Павел Бернат. — Поскольку они опоздали, русские как бы изменили свой подход к Байконуру и Казахстану».
Не единственный партнер
Впрочем, на данный момент Казахстан и Россия демонстрируют стремление к сохранению космического партнерства. В ходе последнего визита Владимира Путина в Казахстан лидеры обеих стран пообещали продолжить сотрудничество в космической отрасли. Более того, Россия намерена увеличить свое космическое присутствие, в связи с чем выделила около 6,7 миллиарда долларов (до 2030 года) на создание собственной орбитальной станции.
С Байконура продолжают стартовать российские ракеты старого поколения с грузами для Международной космической станции, однако эта идиллия может оказаться недолгой. Казахстан четко дает понять, что обладает полным суверенитетом и при необходимости готов выходить за существующие рамки давнего партнерства с РФ.
«Казахстан работает над расширением сотрудничества в космической сфере в Центральноазиатском регионе, в рамках Содружества Независимых Государств, Организации тюркских государств, ООН и других международных организаций, а также с Китаем и Россией», — сообщили в Министерстве аэрокосмической промышленности страны.
Из этого заявления следует, что Астана уже не рассматривает Россию как главного и единственного партнера в космической отрасли и намерена выйти из-под ее влияния. Так, Казахстан начал использовать спутниковую группировку Маска Starlink для обеспечения доступа в интернет в сельских районах страны. В октябре 2022 года он подписал меморандум о взаимопонимании с Агентством оборонной промышленности Турции о сотрудничестве в области разработки спутников. Также он сотрудничает с оборонно-космическим подразделением Airbus SE в деле создания и запуска испытательно-сборочного комплекса.
«Российский космический сектор станет слабее и менее значимым в мире, и эти процессы уже начались. Денег на дальнейшее развитие космических технологий будет все меньше и меньше. Российский космический сектор уже давно не занимается инновациями», — подытоживает Павел Бернат.