Все участвовавшие в голосовании страны заявили о необходимости проведения полного независимого расследования крушения, но проголосовали по-разному.
Поддержали решение о создании трибунала США и Малайзия и еще девять стран, против выступила Россия, а Китай, Ангола и Венесуэла воздержались. Россия при этом воспользовалась своим правом постоянного члена Совбеза ООН и наложила вето на резолюцию о создании трибунала.
Известно, что накануне группа стран — Австралия, Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина — предоставила проект резолюции по созданию международного трибунала. В голосовании участвовали 5 постоянных (Россия, США, Британия, Франция, Китай) и 10 непостоянных (Ангола, Венесуэла, Иордания, Испания, Литва, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Чад и Чили) членов совета. Россия применила право вето, напоминает РИА Новости.
«Сегодняшнее вето не может быть и не станет отрицанием правосудия для семей погибших. Для тех, кто сбил гражданский самолет с 298 людьми на борту, не может быть и не будет безнаказанности», — заявила постпред США при ООН Саманта Пауэр.
«Малайзия также рассмотрит и изучит другие возможные варианты механизма преследования с точки зрения сегодняшнего шага», — сказал об этом министр транспорта Малайзии Дато Тинг Лай.
«Учреждение трибунала — преждевременное решение. Наиболее приемлемым вариантом будет подождать результатов расследования», — высказался представитель постпредства Анголы Джао Джимолика. — «Мы убеждены, что резолюция 2166 (принятая после авиакатастрофы) продолжает оставаться применимой правовой основой для международного сотрудничества в интересах полного и независимого расследования».
Представитель КНР Лю Цзеи заявил, что проект резолюции о создании трибунала не поможет в установлении виновных, а постпред Венесуэлы Рафаэль Рамирес отметил, что «ответственные за эту трагедию должны быть наказаны в соответствии с законом», однако проект резолюции содержал «политические элементы, которые могут подорвать доверие между сторонами, которое необходимо, чтобы надлежащим образом содействовать продолжающемуся расследованию».
Как уже сообщалось, российский постпред Виталий Чуркин по итогам голосования сказал, что «занятая нами сегодня позиция не имеет ничего общего с поощрением безнаказанности».
«Россия готова продолжать содействовать проведению полного независимого и объективного расследования причин и обстоятельств гибели малайзийского авиалайнера с опорой на положения резолюции СБ 2166», — сказал он, отмечая, что Россия приготовила альтернативный проект, предполагающий активизировать роль генерального секретаря ООН и более глубокое вовлечение всех заинтересованных сторон.
Он напомнил, что в отношении катастрофы остается немало неотвеченных вопросов, в том числе к Киеву: зачем гражданские самолеты направлялись в зону, где воюют украинские вооруженные силы, «в том числе с использованием авиации»; почему Украина еще не предоставила записи переговоров военных авиадиспетчеров.
Под трибуналом юристы большинства стран понимают суд с чрезвычайными полномочиями. Международная практика говорит о том, что трибуналы создаются когда обычные суды отдельных стран оказываются не в состоянии организовать судебное разбирательство. Не редко международные трибуналы становятся ареной борьбы влиятельных держав.
«Боинг» малайзийских авиалиний, следовавший рейсом MH17 из Нидерландов в столицу Малайзии, был уничтожен 17 июля 2014 года неподалеку от Донецка. Следствие, длившееся год, пока не сумело дать ответы на вопросы откуда, как и кем был сбит самолет.
Читайте также: