Экономика

Россиян могут обязать возместить убытки ЖКХ от повышения НДС

4 38005

Представители российского ЖКХ предложили Минэкономразвития обеспечить возмещение коммунальщикам повышения НДС путем перекладывания дополнительных расходов на плечи потребителей коммунальных услуг. Это, по их мнению, необходимо, «чтобы не ухудшилось финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций».

Наиболее простым способом решения проблемы автору обращения, генеральному директору ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексею Макрушину, видится повышение тарифов на уровень увеличения НДС с 1 января 2019 года.

Как заявил Макрушин газете «Известия», желательно было бы поднять цифры в платежках не на 2, а на 4%, так как только лишь компенсация роста НДС не прибавит ни рубля на счета коммунальщиков.

Убытки коммунальщиков за 2019 год могут достичь 100 млрд рублей, а объем долгов в отрасли вырастет до 1,5 трлн рублей, подсчитали в ассоциации.

Впрочем, как показывает практика, повышение тарифов на ЖКУ автоматически приводит к росту просроченных платежей населения по ним — так что предприятия этой сферы никакое повышение не спасает.

По данным Росстата, в первом квартале 2018 года объем неоплаченных счетов за водоснабжение вырос на 5,7%, водоотведение на 6,6%, электричество на 9,7%. Неуплата за жилищные услуги в целом увеличилась на 14,6%.

Сейчас население тратит на услуги ЖКХ около 11,3% своих доходов.

Шах и пат

Ситуация в ЖКХ патовая. Выхода из нее в текущих условиях не видно, говорит исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева.

Все водоканалы по всей России — организации нищие, инвесторы в них не идут. Население — это единственный источник существования для них. Либо водоканалы будут повышать тарифы на свои услуги, либо население останется без водоснабжения и водоотведения, — сказала она ранее «Ридусу».

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются на региональном уровне и поэтому очень сильно отличаются от региона к региону. Там, где власти региона установили низкие нормативы, там управляющие компании повсеместно разоряются, население сидит неделями без воды, потому что ржавые трубы никто не меняет — не на что. В тех же регионах, где нормативы выше и трубы не текут, плата ложится на граждан.

То есть россиян, довольных ситуацией в ЖКХ, просто не существует: они либо страдают от аварий на инфраструктуре, либо от высоких тарифов за ее содержание, — говорит эксперт.

Тарифы для населения в России экономически неоправданно низкие, добавляет она. Это приводит к тому, что почти все водоканалы и прочие поставщики ЖКУ — банкроты. Модернизировать изношенную инфраструктуру возможно, только если профинансировать ее на федеральном уровне.

Но федеральное финансирование тоже не возьмется ниоткуда. Власти уже не первый год пытаются найти деньги для этого, взяв их у населения (откуда же еще?). То есть инициатива господина Макрушина — никакое не ноу-хау, а повторение привычной практики на очередном витке движения России в светлое будущее.

Дело в том, что собственники жилья подсознательно понимают, что какая-то часть тех денег, что они оплачивают за услуги ЖКХ, на самом деле идет не на поддержание инфраструктуры, а как коррупционная „нагрузка“. Поэтому люди психологически скорее готовы остаться вообще без ЖКУ, чем оплачивать коррупционную составляющую, — подытоживает Разворотнева.

Огонь, вода и ржавые трубы

Выход из этой ситуации на сегодня видится скорее теоретическим, чем реализуемым на практике, считает председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ ОП РФ Артем Кирьянов.

Спасти структуру ЖКХ можно единственным способом: государственно-частным партнерством в этой сфере. Инвестор только тогда пойдет в эту сферу, если ему предложат концессионные соглашения на длительный, до 50 лет, срок. В этом случае инвестор сможет модернизировать инфраструктуру, не гонясь за сиюминутной прибылью, и тарифы будут расти тоже не столь стремительно, как сейчас,— сказал он «Ридусу».

Однако, соглашается Кирьянов, пока инвесторы в самом деле не особо стремятся спасать ЖКХ, особенно в средних и малых городах, концентрируясь на городах-миллионниках, где доходы населения позволяют повышать тарифы более резко, чем по остальной России.

В малых городах сложно сдерживать рост тарифов, чтобы не то чтобы модернизировать инфраструктуру, а хотя бы поддерживать ее в работоспособном состоянии в существующем объеме. Альтернативой является только постепенное исчезновение водоснабжения и канализации в силу их естественного старения. Потому что в массе своей они висят на муниципальных бюджетах, в которых денег на их ремонт просто не предусмотрено, — говорит эксперт.

Долги населения между тем растут еще быстрее. Если в 2014 году они составляли 111 миллиардов рублей, то в июле 2017-го министр строительства и ЖКХ Михаил Мень называл цифру в 645 миллиардов. По расчетам того же Минэкономразвития, ситуация будет ухудшаться еще как минимум до 2020 года.

Компании стремятся, чтобы правительство дало им право повысить тарифы по максимуму. Правительство стремится жадность компаний ограничить. Итоговый рост тарифов является компромиссом между двумя противонаправленными усилиями.

Ранее эксперт Центра экономических и финансовых исследований Наталья Волчкова объясняла «Ридусу», что если разрешать управляющим компаниям повышать тарифы в пределах общего уровня инфляции, то компаниям приходится для собственного выживания изыскивать способы улучшения эффективности работы.

Уровень тарифов, который устанавливает в итоге правительство, таков, чтобы покрыть издержки и оправдать инвестиции в ЖКХ. Но прибыль компаний не должна при этом образовываться за счет исключительно „инфляционной ренты“. Если бы тарифы ЖКХ росли в ногу с инфляцией или обгоняли ее, то управляющим компаниям вообще не было бы необходимости ударять пальцем о палец, их прибыли бы росли автоматически, — поясняла она.