Правительство России ищет 8 триллионов рублей, которых не хватает на выполнение новых майских указов президента Владимира Путина. Примерно четверть этой суммы планируется добыть из кошельков россиян. Среди множества налоговых инициатив, которые активно обсуждались с конца прошлого года, побеждает повышение НДС.
Ставка налога может вырасти с нынешних 18 до 20%, сообщили «Ведомостям» три федеральных чиновника. На таком уровне она находилась до 2004 года. Одновременно обсуждается отмена льготной ставки НДС для лекарств и товаров первой необходимости. Это поможет бюджету собрать 2 триллиона рублей за шесть лет.
Еще столько же власти рассчитывают получить в результате повышения пенсионного возраста. Остальное дадут уже объявленные меры: 3 триллиона рублей принесет размещение ОФЗ и 1 триллион добавит нефтегазовый сектор в результате налогового маневра — обнуления экспортной пошлины с одновременным повышением НДПИ.
На днях министр финансов Антон Силуанов на полях ПМЭФ заявил, что правительство не собирается менять налоги в ближайшие шесть лет, произойдет только «настройка» системы. Заодно он сообщил, что налог с продаж вводиться не будет, а окончательное решение по НДФЛ еще не принято.
В конце декабря 2017 года министр экономического развития Максим Орешкин говорил о необходимости сместить налоговую нагрузку с инвестиционной активности на потребительскую активность. А НДС — это как раз и есть один из косвенных налогов на потребление наряду с акцизами и таможенными пошлинами.
Ранее Минфин предлагал повышение НДС как часть налогового маневра, при котором этот налог возрастал до 22%, но одновременно снижалась совокупная ставка страховых взносов с 30 до 22%. В итоге от этой идеи отказались.
© pixabay.comС кого собираем?
За счет повышения НДС и других перечисленных мер, безусловно, можно собрать сумму, недостающую для выполнения президентских указов. Вопрос в том, на что пойдут эти средства. Если изначально главной целью властей является улучшение уровня жизни населения, слова о повышении НДС и пенсионного возраста звучат как легкий троллинг, так как основными донорами всех этих инвестиций станут, к сожалению, сами граждане, отмечает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г. В. Плеханова Константин Ордов.
Косвенные налоги на потребление напрямую влияют на цены, и их ужесточение, безусловно, приведет к еще большему падению реальных доходов населения. По сути, власти обещают расцвет будущего благосостояния за счет снижения его текущего уровня.
По оценкам главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, при росте НДС на 2% инфляция ускорится на 0,8—1,1%. При текущих темпах роста цен это не так уж страшно, но в совокупности с отменой льгот может стать серьезным ударом по населению и отразиться на потреблении, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Сейчас на продукты (за исключением деликатесов), лекарства, товары для детей и учебники ставка НДС установлена на уровне 10%. В прошлом году эта льгота обошлась государству в 550 миллиардов рублей, из которых 350 миллиардов «съело» продовольствие, а 100 миллиардов — медицинские товары и лекарства.
Приведет ли это к развитию экономики? Скорее, наоборот. Щадящее повышение НДС — менее болезненная мера, чем рост НДФЛ и налог с продаж, но это все равно негативно повлияет и на бизнес-климат, и на спрос. В РСПП, например, перспективу роста НДС без сокращения страховых взносов расценивают как банальный обман. Ожидать опережающего роста экономики при таком раскладе вообще крайне наивно.
«Путем зажатия потребительского спроса через налоги, инвестиционный сам по себе не заработает. Люди будут меньше потреблять, соответственно, меньше будут для них производить товаров, и меньше будет рост», — говорила «Ридусу» завкафедрой экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алла Дворецкая.В классической экономической теории этот механизм известен как «налоговая ловушка: в стремлении собрать больше денег власть гасит предпринимательскую активность. В результате после кратковременного повышения сборов налогооблагаемая база сокращается. Чтобы удержать поступления в бюджет, налоги приходится повышать снова, и ситуация замыкается в порочный круг.
© pixabay.comЗачем собираем?
Увеличение НДС и пенсионного возраста не может стать источником развития экономической активности в России. Любое увеличение налогового бремени приводит лишь к ее снижению. Заявленным мерам по поддержке малого и среднего бизнеса это тоже никак не соответствует, — предупреждает Ордов. И те крохи, которые, может быть, перепадут «малышам» в виде льготного финансирования, особой роли не сыграют.По словам эксперта, проблема в отсутствии внятной экономической политики с четкими целями. Президент потребовал ускорить рост ВВП до темпов выше мировых, войти в топ-5 крупнейших экономик мира, вдвое снизить уровень бедности и начать масштабные инфраструктурные стройки по всей стране. Но это — лишь тезисы, декларация о намерениях.
Непонятно, как именно правительство собирается достигать поставленных целей. Но, судя по заявленным мерам, сегодня оно, похоже, готовится не к развитию, а скорее к политике некой осады, и стремится наполнить закрома, чтобы выполнять социальные обязательства в условиях новых санкций и ухудшения доступа к международным финансовым рынкам.
Финансирование текущих социальных выплат, возможно, само по себе и неплохо, но это простое проедание средств, в отличие от инвестиций в долгосрочные проекты, которые способны в дальнейшем приносить дополнительный денежный поток.
То есть если мы сегодня говорим о том, что необходимо увеличить налоговое бремя, пенсионный возраст и якобы доходы, а на самом деле пытаемся просто сократить расходы бюджета, чтобы проесть в рамках текущих социальных выплат, то никакого экономического эффекта это не принесет и мы продолжим девальвационную спираль экономического спада, — предупреждает Ордов.И сокращение инфляции, которым так гордятся власти, по мнению эксперта, является как раз отражением этой спирали, одним из косвенных экономических показателей, которые говорят о том, что российская экономика по-прежнему находится в кризисе.