Политика

Россиян защитят от лжи и вторжения в личную жизнь

7 651

© ianus/flickr.com (CC BY ND 2.0)

С 1 октября вступают в силу ранее принятые поправки в Гражданский кодекс, которые дают толкования термину «нематериальные блага». Под ними отныне понимаются жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, а также личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, сообщает ИТАР-ТАСС.

Отныне любой гражданин может обращаться в суд с требованием удаления и прекращения распространения информации, не соответствующей действительности или ставящей под удар что либо из вышеперечисленного списка. Если информация была размещена в Итернете и разошлась по сетевым ресурсам, все их зачистят (впоть до уничтожения носителей) и будут обязаны компенсировать вред. В случае же, когда распространенная информация не порочит человека, но является ложной, ее придется опровергнуть, однако никакой компенсации положено не будет.

Исключением для возможностей сбора и обнародования информации станут случаи, когда это делается в государственных, общественных или иных публичных интересах с соблюдением обозначенных требований.

«Принцип такой: если человек находится где-то на публике — не важно, артист, звезда, политик, депутат, водитель, металлург, строитель — он в публичной жизни находится: это может быть театр, это может быть демонстрация, это может быть просто на улице что-то происходит. А если человек находится — опять же не важно, кто он — у себя дома или, например, в гостях, что называется, занимается частной жизнью — то здесь, конечно, вмешательство невозможно, и за это предполагаются некоторые санкции. Если политик, который должен что-то задекларировать, не задекларировал, а журналисты это нашли — это можно опубликовать, и я думаю, что общество от этого только выиграет», — рассказал в эфире «Ъ-FM» глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников.

Очевидно, многое будет зависеть от того, как будет складываться правоприменительная практика использования данных положений, уверен член Общественной палаты Денис Дворников. «Вопросы не в новых положениях Гражданского кодека, но в том, как их будут трактовать суды», - заявил общественник «Ридусу». По словам Дворникова, в журналистской и публицистической деятельности есть много пограничных моментов, а практика ЕСПЧ защищает возможность журналистов достаточно подробно обсуждать не только работу, но и личную жизнь общественных фигур, поскольку это лежит в сфере общественных интересов.

Впрочем, уже сейчас можно с уверенностью говорить: законодательные новации не уступают соответствующим нормам, принятым на Западе, а где-то даже и превосходят их. К примеру, в США издание может быть привлечено к ответственности за публикацию заведомо ложных сведений лишь с намерением причинить ущерб (дело New York Times против Салливана), однако если доказать наличие таковых намерений не удастся, в компенсации будет, скорее всего, отказано. В свою очередь, даже немногие критики нововведений, считающие (впрочем, совершенно безосновательно), что те помогут нечистым на руку чиновникам скрывать от общества зарубежные активы, отмечают: проблема назойливых папарацци, вторгающихся в личную жизнь известных людей, действительно существует, а с вступлением в действие новых норм будет решена.

Налицо и еще один несомненный плюс: отныне политическая борьба станет честней и чище. Многие еще помнят, как в Интернете распространялись скабрезные ролики, «проливающие свет» на любовные похождения отдельных оппозиционеров. Отныне подобное не просто не будет поощряться, но будет сурово караться в соответствии с законом, что, несомненно, оздоровит и общество, и методы политической конкуренции.