Экономика

Россиян ждет резкий скачок цен на бензин

12 11223

Оптовые цены на бензин АИ-92 за последнюю неделю выросли на 2,3% (до 42,8500 рубля за тонну), на АИ-95 — на 1,7% (до 44,990 рубля за тонну).

Необычен не рост цен сам по себе (вот когда они снижаются — тогда это сенсация), а то, что скачок произошел в нетипичное для этого рынка время. Обычно осенью цены «отдыхают» после летнего роста, вызванного сельскохозяйственными работами.

В этот раз на рост мировых цен на нефть наложилась приостановка работы нескольких НПЗ.

Моя твоя не понимает

Только человек, ничего не понимающий в ценообразовании на топливном рынке, может поверить в эти объяснения, говорит президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.

«Рост цен на бензин назрел не сегодня. Просто из-за того, что у нас на носу выборы, а бензин — это социально значимый продукт, власти изо всех сил сдерживают рост его цен. И будут сдерживать, очевидно, до марта 2018 года», — сказал он «Ридусу».

Почему же тогда нефтяные компании посмели ослушаться политическое руководство страны? Это что, тихий саботаж усилий партии и правительства по поддержанию социальной стабильности накануне ответственного мероприятия? Уж не иноагенты ли пробрались в руководство Московского НПЗ, начавшее ремонт оборудования в столь политически неустойчивый момент? 

Куда бедному нефтянику податься

Политика политикой, но нефтепереработчикам просто деваться некуда в текущей экономической ситуации, защищает честь работников топливной промышленности Баженов.

«Я на сто процентов убежден, что ремонт оборудования и рост мировых цен на нефть — это только предлоги, чтобы отмазаться как раз от таких вот подозрений в тихом саботаже. На цены на бензин закрытие одного-двух НПЗ повлиять не может; у нас что, на всю страну пара заводов бензин производят? Просто реалии таковы, что цены на бензин объективно должны быть выше, чем сейчас. Кстати, как выше должен быть и курс доллара», — замечает он.

Это «кстати» — совсем некстати для нефтяников. Потому что они продают нефть на экспорт за валюту, выручку получают в рублях, и относительно дорогой рубль для них — фактор куда более разорительный, чем скоропостижный ремонт каких угодно устройств каталитического крекинга, что бы это ни означало.

Но поскольку доллар в России — товар еще более социально значимый, чем бензин, финансовые власти страны сдерживают его рост столь же отчаянно, как и цены на автозаправках.

«Дорогой бензин для населения — это плохо. Дорогой доллар для населения — тоже плохо. Как в это игольное ушко производителям топлива проскочить?» — говорит Баженов.

Гэнг-бэнг на НПЗ

На производителей топлива в России навалились все — Минфин, ЦБ, ФАС, жалуется президент НТС: «Они все требуют удерживать цены на топливо на уровне инфляции. Но при этом из нефтяников выжимают налоги и акцизы на уровне, который инфляцию превышает в разы, — два рубля с литра, а отпускные цены поднимать не смей!»

Может, стоит организовать краудфандинговую кампанию по сбору средств на помощь обездоленной нефтянке, — сердце мое не камень?

Лучше было бы изменить схему ценообразования, отвязать ее от курса доллара, снизить акцизы — тогда топливным компаниям не придется изобретать правдоподобно звучащие поводы повышения цен на бензин, говорит наш собеседник.

«Так что повышение цен на бензин, которое произошло на этой неделе, — это только цветочки. Как эксперт, я совершенно убежден, что после выборов президента Путина, когда уйдет политический сдерживающий фактор, цены на бензин покажут, на что они способны», — предсказывает Баженов.