Согласно свежему опросу ВЦИОМ, более половины граждан (60%) считают, что экономический кризис еще ожидает страну впереди. Это меньше, чем в карантинном апреле (72%), но больше, чем в январе (49%). В том, что худший период уже наступил, уверены 15% опрошенных. Еще 16% полагают, что все самое страшное осталось позади.
Оценки собственного материального положения колеблются не так заметно. Сейчас его считают плохим 24%. Это сопоставимо с показателями конца прошлого — начала текущего года. А больше всего пессимистов было в мае (27%). Большинство граждан свой достаток считают средним (60%). И лишь 15% респондентов оценили материальное положение своей семьи как хорошее. При этом, по данным сервиса «Работа.ру», доходы 61% россиян существенно сократились с начала года (у 14% — значительно).
Оправданный пессимизм
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruМенталитет россиян таков, что мы всегда ждем худшего, но отчасти это действительно так, отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. Доля населения за чертой бедности — уже порядка четверти, напоминает он. Жилье доступнее не становится, причем виной тому льготная ипотека (она подогревает спрос, не давая снижаться ценам), реальные доходы ждет сокращение на двузначное число в процентном соотношении, многие рабочие места безвозвратно утеряны.
При этом все больше людей начинают обращать внимание на то, как конкретно государство помогает гражданам в такой тяжелой ситуации, и все большее количество населения это не устраивает. А новости о налогообложении вкладов, дополнительных взысканиях за несоблюдение масочного режима и новых закрытиях предприятий не способствуют улучшению микроклимата в стране, особенно на фоне угроз новой волны изоляции, которой власть постарается избегать максимально долго, — сказал ridus.ru эксперт. .В целом ощущения граждан вполне совпадают с реальной картиной мира, в которой одни продолжают терять работу, доходы других сокращаются, а цены растут, налоговое бремя и другие обязательные платежи увеличиваются, констатирует главный аналитик «ТелеТрейд» Марк Гойхман.
Для пессимизма есть все основания, так как экономика во всем мире (пожалуй, за исключением Китая) показывает негативную динамику в текущем году. С учетом второй волны коронавируса в мире уже становится понятно, что ситуация будет хуже, чем весной. Количество заражений бьет рекорды, вводятся новые ограничительные меры, — рассуждает он.Конечно, власти во всех странах стараются действовать избирательно, порой даже экзотически, чтобы сдержать распространение инфекции. Но пока предпринимаемых мер, судя по темпам второй волны, явно недостаточно, сокрушается эксперт. И Россия здесь не исключение.
Мы уже вышли на рекордные уровни заражений. При этом полноценный общенациональный карантин и даже точечный карантин в регионах с наиболее тяжелой эпидемиологической обстановкой объявлять не торопятся. Весьма вероятно, такая ситуация продлится недолго, а точнее, как только будут полностью заполнены койки в больницах, более жесткие ограничения вводить придется. Это, к сожалению, вопрос нескольких недель, — прогнозирует аналитик.«Букет» негатива
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruДаже те ограничения, которые сейчас начинают вводить в Москве, будут оказывать негативный эффект на офлайн-бизнес, прежде всего малый, связанный со сферой услуг, предупреждает Гойхман. Спрос на его услуги, и так не восстановившийся после первой волны даже наполовину, вновь падает.
Более 80% предпринимателей в РФ негативно оценивают положение своей компании. Более 70% предпринимателей, по мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, не переживут повторный карантин. Это будет означать, что большое количество сотрудников малых и средних предприятий будут просто уволены, а в лучшем случае отправлены в неоплачиваемые отпуска, — пояснил «Ридусу» эксперт.Только по официальным данным количество безработных в России за время первой волны пандемии увеличилось на 1,3 миллиона человек — до 4,8 миллиона. В случае полноценных ограничительных мер этот показатель может резко вырасти. Реальные располагаемые доходы населения с учетом роста тарифов и возможных новых ограничений в текущем году сократятся на 4-5%. Прежде всего сокращение доходов будет заметно в крупных городах. Определенное восстановление доходов может начаться со второй половины 2021 года, допускает аналитик.
Однако в ближайшие три-четыре года восстановление их до уровня 2019 года будет проблематичным, — добавляет он.Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума в первой половине 2020 года достигло 19,9 миллиона человек, продолжает Гойхман. Темпы роста бедности опередили даже пессимистичные прогнозы по этому показателю.
Ожидать какого-либо изменения данной тенденции не приходится. Вполне вероятно, по итогам 2020 года в условиях возможного повторного закрытия или ограничения в деятельности предприятий добавится еще минимум один миллион бедных в стране, — предсказывает эксперт.Грядущие трудности
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruПессимистичные настроения граждан, безусловно, влияют на их склонность к покупкам, в особенности товаров долгосрочного спроса. По итогам второго квартала 2020 года индекс потребительской уверенности россиян упал сразу на 19 процентных пунктов, до -30%.
Вполне вероятно, в случае новых ограничений, связанных с закрытием предприятий, индекс также резко снизится, а потребление будет ограничено продуктами питания и товарами повседневного спроса. Негативный эффект прежде всего отразится на офлайн-торговле и сфере услуг, — подчеркивает Гойхман.Впрочем, с учетом того, что доля малых и средних предприятий в России составляет около 20%, определяющего влияния на падение российского ВВП сегмент МСП не окажет, уточняет он. Тем не менее сокращение спроса на продукцию крупных российских компаний, прежде всего нефтегазового сектора, не дают оснований для быстрого восстановления российской экономики в следующем году.
По сути, падение потребительского спроса, доходов населения, количества накоплений будет продолжаться до тех пор, пока не начнет восстанавливаться экономика и с бизнеса не снимут «ковидную удавку». А ее не снимут до тех пор, пока не будет решен вопрос с вакциной или быстродействующим лекарством. И ждать этого раньше следующего года не стоит, — уверен Кричевский.При падении нефтегазовых доходов основным источником пополнения бюджета становятся налоги, напоминает он. Собственно, это одна из целей льготной ипотеки — покупка квартир, с которых платят налоги застройщики, банки и граждане. Расширение режима самозанятых на всю страну также является одним из таких ходов.
Другими словами, население ждет как минимум один очень трудный год, а как максимум — кризис внутренней экономики может продлиться и до 2024 года, чего действующая власть будет стараться не допустить. Как это сделать без реальных вливаний при все более негативно настроенном населении — вопрос на миллион, — заключает аналитик.