Общий рост цен в 2019 году может составить как минимум 6%, сообщил «Ридусу» директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.
Любые прогнозы в сторону меньшей цифры являются ничем иным, кроме как попытками успокоить население.
Цифра, которую озвучил экономист, складывается, как мозаика, из целого ряда факторов, ни один из которых не работает в сторону снижения темпов инфляции.
Это рост НДС, это рост цен на топливо, это так называемая психологическая инфляция… Но главное, что неумолимо подталкивает инфляцию вверх, — это фактор, о котором обычные граждане могут понятия не иметь, и это — политика Центробанка, — сказал он.ЦБ РФ в декабре минувшего года уже поднял ключевую процентную ставку на 0,25%, до 7,75% годовых. В банке объяснили это сохранением неопределенности относительно дальнейшего развития внешних условий, а также реакции цен и инфляционных ожиданий на предстоящее повышение НДС.
Поскольку в течение 2019 года эти факторы никуда не исчезнут, можно уверенно предсказывать, что ЦБ до конца года снова повысит ключевую ставку, говорит Остапкович.
Это означает удорожание кредитов для производителей, а значит, они неизбежно будут вынуждены закладывать эти дополнительные расходы в оптовые и розничные цены. Возможно, конечно, что магазины притормозят рост цен на продукты первой необходимости, а отбивать ценовую маржу предпочтут на деликатесных продуктах, продуктах премиум-класса, алкоголе, табачных изделиях и тому подобных продуктах,— продолжает эксперт.На практике (в магазинах) это будет выглядеть не только как появление пресловутых упаковок по девять яиц, но и в виде не столь заметных для публики приемов.
Бьюсь об заклад, что из продажи почти исчезнет хлеб в виде целых буханок, а останется только нарезной. Потому что производители на хлебозаводе будут резать хлеб на десять ломтиков и один-два незаметно изымать. Фасованные, разливные продукты тоже незаметно похудеют, — говорит эксперт.Этот процесс в среде западных экономистов получил неофициальное название «шринкфляция» (от английского shrink — «скукоживаться»). Так что скукоживающуюся экономику при одновременном падении доходов россияне в 2019 году увидят своими глазами.
Надо понимать, что девять яиц и прочие „прелести“ шринкфляции — это только начало, ведь прошло всего три недели нового года. А инфляция имеет тенденцию разгоняться в течение года, — предостерегает эксперт ВШЭ.По прогнозу самого Центробанка, баланс остается смещенным в сторону проинфляционных рисков, особенно на краткосрочном горизонте. Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 8 февраля.