Криминал

Россиянам грозит волна атак кибермошенников по схеме «Двойной обман»

0 27625

Специалисты по кибербезопасности из компании Group-IB выявили распространение новой мошеннической схемы, нацеленной на граждан, ранее пострадавших от мошенников. Она получила название «Двойной обман».

Суть новой схемы в том, что людям предлагают помощь в получении компенсации за ущерб, после чего похищают их персональную информацию, например данные банковских карт. По словам сотрудников Group-IB, сценариев несколько — в зависимости от того, на какую уловку раньше «купилась» жертва мошенничества: фейковые опросы, лжелотереи, также встречается предложение компенсировать НДС за расходы на покупку иностранных товаров, передает РБК.

В последнем случае киберпреступники прикрываются так называемой Международной службой «Единый центр возвратов». За этим центром, как выяснили в Group-IB, стоит сеть сайтов более чем из 170 доменных имен, зарегистрированных на одно лицо. В ходу также некое «Национальное лотерейное содружество», а рекламируются эти и другие фейковые организации броскими заголовками в соцсетях, мессенджерах и по почте.

Эксперты Group-IB привели пример заголовка: «76 летняя пенсионерка получила 170 000 руб компенсации НДС и потратила все деньги на стрептизера» (орфография сохранена). С этой страницы пользователей перенаправляли на сайт, где им предлагалось рассчитать полагающуюся им сумму возмещения за НДС и ввести данные своей банковской карты. Вместо денег жертва мошенничества получала бессмысленную беседу с чат-ботом, который играл роль юриста, и списание средств с карты.

Сообщения о новых схемах мошенничества появляются регулярно, причем в большинстве случаев преступники пытаются воспользоваться невнимательностью и доверчивостью граждан. Например, мошенники часто обзванивают клиентов банков и предлагают им поучаствовать в «беспроигрышной лотерее» или опросе с гарантированным вознаграждением, а под предлогом выплаты комиссии «за перевод документов» просят сообщить информацию о карте. При выводе средств используются платежные системы мобильных операторов.

Часто злоумышленники представляются сотрудниками банка и под разными предлогами просят сообщить конфиденциальную информацию — номера карты, код из СМС или паспортные данные. Один из свежих способов обмана связан с использованием поддельных кол-центров и подмены номеров. Обычно во время звонка мошенники сообщают клиенту банка, что звонят из службы безопасности, и стараются убедить его продиктовать код подтверждения из пришедшего ему ранее СМС. О новых разновидностях мошенничества регулярно предупреждают в Сбербанке и полиции.

Специалисты Центрального банка РФ подсчитали, что почти в каждом третьем случае россияне лишаются средств на своих счетах из-за собственной беспечности при обращении с интернет-сервисами и мобильными устройствами. Также в ЦБ определили, что жертвами мошеннических лотерей, в которых нужно предоставлять данные своей банковской карты, чаще всего становятся мужчины среднего возраста с опытом работы в силовых структурах, а всего есть пять основных типов жертв мошенников.

Ранее «Ридус» рассказывал о том, как кибермошенники воспользовались пандемией коронавируса для обмана россиян.