В предпоследнюю неделю июля траты россиян вышли на доковидный уровень: с 20 по 26 число они оказались на 0,6% больше, чем в тот же период прошлого года, подсчитали аналитики Сбербанка. При этом граждане стали намного активнее тратить деньги на товары (продовольственные — плюс 6,2%, непродовольственные — плюс 10,1%), тогда как спрос на услуги по-прежнему заметно отстает от былых показателей (минус 17,6%).
По некоторым категориям продукции расходы выросли особенно ощутимо. Так, траты на компьютеры и программное обеспечение подскочили на 53%, бытовую технику и электронику — на 33,5%, мебель и предметы интерьера — на 17%, одежду и обувь — на 12,8%. В число драйверов роста вошли также автомобили (+5,5%), автозапчасти и аксессуары (+12,9%).
В то же время восстановление потребительского спроса в России «затухает», считают авторы исследования. Индекс потребительской активности Sberindex.ru, отражающий разнообразие приобретаемых товаров и услуг, который заметно вырос в июне, но с тех пор практически не менялся, вновь пошел на снижение: с 77,1 до 74,7 пункта. В апреле и мае он был на уровне 50,2 и 58,3 соответственно.
Новый образ жизни и отложенный спрос
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruДанные Sberindex.ru отражают изменение потребительского поведения, обусловленного влиянием пандемии COVID-19, отмечают эксперты. С одной стороны, из-за самоизоляции у людей сильно просел бюджет, поэтому траты были перераспределены в пользу покупки необходимых вещей, а не услуг. С другой стороны, уменьшилась мобильность граждан — где-то в силу сохраняющихся ограничений (например, на выезд за рубеж), где-то из-за стремления оградить себя от рисков заражения.
К тому же российские курорты уже перегружены, а стоимость отдыха повысилась примерно на 20%, добавляет эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
Что же касается ощутимого роста трат на непродовольственные товары в сравнении с прошлым годом, отчасти он объясняется эффектом отложенного спроса. Многие были вынуждены отложить эти покупки из-за закрытых магазинов и неопределенности с доходами ввиду риска потери работы. А резкое повышение спроса на отдельные позиции — следствие изменения образа жизни под влиянием карантина.
Весомая часть населения теперь предпочитают удовлетворять потребности в развлечениях, не выходя из дома. Отсюда готовность потратиться на «апгрейд» компьютеров и электроники. Это подтверждается бумом онлайн-сервисов и ростом продолжительности времени, проводимого пользователями в сети, — говорит председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев.Серьезно выросли расходы на мебель, компьютерную технику и периферию, товары для ремонта. Это говорит о том, что люди стараются обеспечить себе возможность работать удаленно, добавляет Кричевский.
Сюда же можно отнести и желание выезжать куда-то с большим комфортом (без масок и риска заразиться от соседей в общественном транспорте), что повышает спрос на автомобили и запчасти.
Еще одна традиционная причина для увеличения расходов на товары длительного пользования, такие как машины и бытовая техника, — неуверенность в стабильности рубля
Люди в такие моменты по «нашей доброй традиции» начинают закупаться, пока все не подорожало, — напоминает Капустянский.Относительно доллара и евро рубль с начала года снизился на 20—25%, и это еще не предел падения, поскольку бюджету сейчас выгодна дешевая национальная валюта, прогнозирует Кричевский. Многие товары из тех отраслей, которые сейчас пользуются наибольшим спросом, как правило, ввозятся из-за рубежа, следовательно, они должны подорожать или уже дорожают.
Те же стройматериалы, импортируемые из Европы, взлетели в цене в полтора раза. А на других статьях расхода, как показал карантин, можно и сэкономить, — констатирует аналитик.Что дальше?
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruОбнаруженное аналитиками Сбербанка «затухание» спроса указывает на исчерпание упомянутого эффекта отложенного спроса, полагает Дорофеев. По его словам, даже с учетом социальных выплат на детей и возросших пособий по безработице многие граждане могли уже потратить сбережения и сейчас будут меньше склоны к расходам.
Помимо роста уровня безработицы до максимума за восемь лет в 6,2% (в марте 4,7%), почти половина работников, по данным того же Сбербанка, столкнулась с понижением зарплат. Аналитики отметили, что у 20% занятых они упали более чем на 30%, при этом один из сорока работников лишился всех доходов. Эти цифры подтверждают и данные опроса портала hh.ru, согласно которому, зарплаты сократили 56% опрошенных компаний, — рассказывает эксперт.По оценкам ЦБ, реальные доходы россиян во втором квартале 2020 года упали на 8% в годовом выражении после роста на 1,2% в первом квартале. По данным ВШЭ, падение располагаемых доходов населения с учетом инфляции по итогам второго квартала могло составить 18%. По итогам года он прогнозирует падение на 8,2—12,1%. «ВЭБ.РФ» оценивает снижение доходов во втором квартале в 17,5%, а по итогам года ожидает падения на 6,5%.
Вместе с улучшением потребительских настроений, которые во втором квартале испытали самое драматичное снижение в истории, можно рассчитывать на постепенное выправление динамики потребительских расходов, в которых доля услуг может остаться ниже докризисных уровней на более продолжительный срок в силу изменившейся модели потребительского поведения, — рассуждает Дорофеев.Капустянский уверен, что реальные доходы населения восстановятся до уровня 2019 года не скоро: самый оптимистичный прогноз — конец 2021 года. При этом их падение вполне может и продолжиться, в том числе из-за продолжающегося банкротства компаний, которые набрали кредитов во время кризиса в надежде на быстрое восстановление спроса.
Данное предположение на горизонте нескольких месяцев подтвердит или опровергнет динамика с рынка труда РФ, а также динамика по закрытию юридических лиц. Если прогноз оправдается, то падение спроса на услуги продолжится, хотя и небольшими темпами. Ситуацию будет нивелировать повышение спроса на туризм и транспортные перевозки, — предсказывает эксперт.По мнению Кричевского, доходы россиян не будут расти ближайшие полтора года, поскольку для этого нет должных экономических предпосылок.
Снижение ключевой ставки, удешевление кредитов и якобы низкая инфляция — это повести, которые становятся неинтересными уже для рядовых граждан, — иронизирует он.Рассуждать о переходе из кризиса в стадию восстановления можно будет только после стабилизации ситуации с вирусом, выхода на рынок вакцин и возвращения спроса и цен на энергоносители хотя бы на 80% прошлогоднего объема, считает эксперт. Пока же об этом говорить рано и нецелесообразно.