Экономика

Россияне меньше боятся инфляции и готовы покупать отечественное

0 26735

Инфляционные ожидания россиян продолжают снижаться. Согласно свежему обзору Банка России, на ближайший год граждане ожидают роста цен на уровне 10,8%. Это на 1,6% меньше, чем в июне, и минимальное значение с марта 2021 года.

Наблюдаемая инфляция в июле также уменьшилась до 22,2% (минус 1,5% к июню). Однако этот показатель остается вблизи максимумов с конца 2015 года.

Зато индекс потребительских настроений в июле увеличивался четвертый месяц подряд и достиг максимального значения с мая 2018 года. В ЦБ это связывают в основном с повышенными ожиданиями относительно экономических перспектив, оценки которых в июле были максимальными за последние четыре года.

«Оценки текущего состояния в июле также выросли, однако все еще оставались ниже уровней января — февраля 2022 года», — добавляет регулятор.

Между тем, все больше россиян готовы смирится с переменами в своей потребительской корзине. В частности, по данным совместного опроса онлайн-гипермаркета «Vprok.ru Перекресток» и исследовательского центра ResearchMe, почти половина респондентов (44%) готовы полностью отказаться от импортных товаров в пользу отечественной продукции. Особенно много таких граждан в возрастной категории 45−54 лет и 55+ (58% и 53% соответственно). А вот среди молодежи 18−24 лет на такие «подвиги» способны пока что только 22%.

Только 15% не мыслят свой жизни без импорта при любых условиях. Еще 41% опрошенных справедливо отметили, что не во всех категориях товаров в данный момент возможно найти равнозначную отечественную альтернативу.

Как ни удивительно, среди жителей крупных городов самыми лояльными к местным производителям оказались «избалованные» москвичи: ровно половина столичного населения готова покупать только отечественную продукцию. В Санкт-Петербурге таких потребителей оказалось 37%. Среди федеральных округов лидируют Уральский и Сибирский — в каждом из них оказалось по 52% «гастрономических патриотов». А самый низкий показатель отмечен в Приволжском федеральном округе (34%).

Наиболее популярными категориями товаров отечественного производства оказались растительное молоко и мясо, кондитерские изделия, овощи и фрукты, макароны и безалкогольные напитки, а также товары для детей (в том числе питание). Наиболее качественными непродовольственными локальными товарами россияне считают одежду и постельное белье.

Только 35% респондентов заявили, что в апреле-мае 2022 года покупали импортные товары с той же частотой, что и в первом квартале 2022 года. При этом большинство опрошенных (59%) приобретали их реже из-за повышения цены или отсутствия товаров на полках. В то же время 63% участников опроса заметили явное увеличение ассортимента отечественной продукции на полках за последние три месяца.