Экономика

Россияне обречены много работать

5 15113

В Государственную думу РФ внесен проект изменений в Трудовой кодекс, предлагающий в летний период сократить рабочую неделю до 35 часов и ввести двухчасовой обеденный перерыв.

Летом, особенно в период жары, организм подвергается большим нагрузкам и большей утомляемости, говорится в пояснительной записке к документу. При этом вследствие приема пищи происходит отток крови от нервной системы к системе пищеварительной, что вызывает сонливость и уменьшает работоспособность. Следовательно, организму требуется больше времени для восстановления своих сил и возвращения к полноценной работе.

Навстречу жаворонкам

Особенно важен полноценный обеденный отдых тем, кто в силу обстоятельств должен рано просыпаться, отмечают депутаты. Биологические ритмы человека настроены так, что послеобеденный упадок сил — это явление, которое проявляется примерно через 8 часов после утреннего пробуждения, независимо от того, был ли обед или нет. В этой ситуации большая продолжительность послеобеденного отдыха будет способствовать большей производительности труда, полагают авторы поправок.

Независимые эксперты с ними не согласны и саму идею оценивают крайне скептически. Так, заведующий центром анализа социальных программ и рисков института социальной политики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов полагает, что даже в случае принятия данного предложения, соблюдаться эти нормы будут лишь формально, причем в первую очередь самими сотрудниками. По крайней мере, в коммерческом секторе для работников очень часто установлена корреляция между зарплатой и производительностью труда, и в таких условиях люди больше думают о возможности заработать, чем о сокращении рабочего времени.

1

«Вы когда-нибудь видели, чтобы, например, продавцы на ярмарках выходного дня на обеды уходили? Они понимают: пока они отдыхают, от них уплывают деньги. Так же думают работники во многих сферах», — пояснил эксперт «Российской газете».

Не тот климат, не та страна

Если честно посмотреть на ситуацию, у любого, кто реально занят делом (не важно, каким), рабочая неделя все равно больше даже нынешней официальной нормы (40 часов), согласен с коллегой генеральный директор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Кроме того, не стоит забывать и о масштабах страны: климатические условия в России везде очень разные, и единая норма, например, для Архангельска и Астрахани или для Калининграда и Владивостока — это просто нереально. Области, где жарких дней достаточно много, занимают не более 10% территории. Для остальных регионов такой проблемы вообще нет.

В целом понятие сиесты актуально только для небольших городов. «Как-то трудно себе представить, что летом мы разъезжаемся в Москве из офисов, тратим час на дорогу, потом час обратно. Не очень понятно, когда в таком случае работать», — сказал Сергей Пятенко «Ридусу». Впрочем, дополнительный час можно было бы провести и на травке в ближайшем парке, было бы ради чего. Экономическая целесообразность, точнее, полное ее отсутствие — главный аргумент противников данной инициативы.

Само по себе подобное направление мысли вредно, потому что страны такого уровня развития, как Россия, должны думать о том, чтобы продолжительность рабочей недели была не меньше, а больше, уверен эксперт. Из всех государств, которым удалось в относительно короткие сроки сделать качественный скачок в развитии общества, никто не занимался ее сокращением.

На пользу потомкам

Сергей Пятенко, шутя, приводит формулу процветания развивающейся страны в целом и каждого ее гражданина в частности: восьмичасовой рабочий день — с 8 утра до 8 вечера, два выходных — один зимой, другой летом, остальные в отгулы, отгулы к отпуску, отпуск к пенсии, пенсия — с 70 лет. Очевидно, что подавляющему большинству россиян такая формула придется не по нраву, но ничего другого не остается. При этом, безусловно, усиленный труд не отменяет размышлений о том, что надо улучшать его организацию, внедрять новую технику, развивать инновационные технологии и т. д. Одно другому абсолютно не противоречит.

2

«Работать надо больше — это простая реальность стран за пределами золотого миллиарда. Мы туда не входим», — констатирует эксперт. Любой человек может родиться в семье большего достатка и в семье меньшего достатка. То, как трудятся отцы и деды, многое определяет в жизни детей. Это относится и к странам в целом.

«Кто-то делает рывки, например, Япония. Но рывок делается, когда люди работают много. Вот если люди много работали в предыдущие сто лет, наверное, теперь они могут размышлять на тему: не сократить ли рабочую неделю. Но это не наш случай», — резюмирует Сергей Пятенко.