Левада-центр опросил в декабре 2015 года, как обычно, 1600 человек в 48 регионах.
Опрос показал, что больше половины россиян указали в качестве наиболее беспокоящих вопросов своевременную выплату зарплат и пенсий и реализацию социальных гарантий. Эти пункты отметил 51% респондентов.
В конце 1999 года самыми популярными пунктами в анкете были «укрепление порядка в стране» и «борьба с преступностью». Спустя 16 лет о порядке задумываются 34% респондентов, а о борьбе с преступностью — 26%.
Россияне ничуть не больше и не меньше идеологизированы, чем любая другая нация. Запрос на идеологию появляется тогда, когда более-менее удовлетворены базовые потребности, есть ощущение стабильности и порядка — как это и было до прошлого года, объяснил «Ридусу» заместитель директора Левада-центра Алексей Гражданкин.
При этом, подчеркивает он, это верно для идеологии с любым знаком, как созидательной, так и разрушительной.
«Сейчас, в более сложный период, экономическая неопределенность заставляет россиян становиться более интровертными. Однако неопределенность эта не настолько глубока, чтобы поколебать сложившуюся в обществе систему ценностей. Тем более, что пропагандистская машина вовсю старается объяснить обывателю причины нынешних трудностей внешними факторами», — говорит Гражданкин.
В годы перестройки ходил анекдот про воробья, который вдоволь начирикался, а потом задумался над тем, что хорошо бы чего-нибудь и поклевать. Ситуация в России сейчас очень похожа, с той только разницей, что экономическая катастрофа последних лет СССР не идет ни в какое сравнение с текущими трудностями. У страхов конца 2014-го глаза оказались велики.
«В любом случае общественное сознание — очень инерционная вещь. Чтобы прилив сменился отливом, должно пройти год-два непрерывного и при этом резкого ухудшения качества жизни. Иначе люди приспосабливаются, и критическая масса для перемены настроений не накапливается», — говорит эксперт.
Кроме того, добавляет Гражданкин, на данный момент все предложение на «рынке идеологии» исчерпывается государственнической идеологией.
Любое общество развивается по синусоиде, и запрос на идеологию возникает только в ее крайних точках. На вершине синусоиды люди пытаются предугадать светлое будущее, в нижней точке они ищут опору в славных моментах прошлого. В данное же время российское общество находится на нисходящем отрезке этой синусоиды, поэтому идеологические приоритеты у россиян отошли на второй план, считает профессор МГИМО Виталий Дымарский.
«На этом участке пути россияне в массе своей ставят стабильность выше других ценностей, вроде демократии и свободы. Их приоритеты сдвигаются в сторону индивидуальных ценностей. Рецепты же выхода из кризиса большинство россиян видят в обращении к тем историческим периодам в жизни страны, когда царила стабильность: „лишь бы не было войны“. А это в России всегда приходилось на периоды всевластья административно-государственной системы», — сказал он «Ридусу».
В сознании россиян нынешнее ухудшение их экономического положения слабо связывается с внешнеполитическими событиями, поэтому внешняя политика руководства пока не вызывает у них отторжения. Надо отдать должное провластной пропаганде, которая достаточно умело не дает этим вещам связаться в массовом сознании, говорит эксперт.
Главное здесь для государственной пропаганды — не переборщить. Иначе она начнет вызвать отторжение на сугубо рефлекторном уровне, независимо от ее содержания, как это случилось в Советском Союзе.
Похоже, что современные пропагандисты не намерены наступать второй раз на эти грабли, судя по тому, насколько снизился в последние месяцы накал, в частности, антиукраинской пропаганды, говорит Дымарский.