Каждый третий россиянин согласен получать зарплату в конверте. По данным сервиса SuperJob, на такие условия готовы пойти 39% респондентов. Чаще это мужчины (43% против 36% у женщин) и люди с доходом менее 30 тысяч рублей (41%). Терпимость к не совсем законным методам расчета за труды также растет с возрастом: если среди молодежи до 24 лет получать «серую» или «черную» зарплату готовы 35%, то в категории 45 плюс таких уже 42%.
Стоит отметить, что далеко не всегда этот выбор диктуется сложностями с поисками работы. Порой граждане сами стремятся получать зарплату неофициально — полностью или частично, например, чтобы сбежать от алиментов. При этом в целом, как ни странно, тех, кто не возражает против «конвертируемых» выплат, сегодня меньше, чем в разгар пандемии коронавируса и в «доковидном» 2019 году. Но все еще довольно много.
Если переводить этот показатель в зарплаты, то получится, что около 30% всего фонда оплаты труда — серые зарплаты. По занятости числа примерно те же — треть работающих получают зарплату в конверте, подсчитывает директор по развитию бизнеса платформы «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец.
Это триллионы выпавших из экономики рублей, — подчеркивает он.В то же время, видны усилия правительства по снижению объема теневого рынка, добавляет эксперт. И успехи явно есть. Доля тех, кто категорически не согласен на сомнительные зарплатные схемы сегодня на максимуме — 37%. За прошлый год теневой рынок занятости сократился: раньше там насчитывалось свыше 28,2 миллиона человек, сейчас — менее 27,7 миллиона. Хотя теоретически неформальный сектор, наоборот, должен был вырасти, так как в период экономической нестабильности бизнес обычно активнее переходит на «темную» сторону в целях экономии.
В исследованиях того же SuperJob максимальная доля согласных на зарплаты в конверте (61%) была зафиксирована в феврале 2009 года, в разгар первого после тучных лет экономического кризиса. Через два года, в январе 2011-го, таких было уже 51%. К марту 2015-го показатель опустился до 44% и с тех пор так и балансировал на этом уровне с отклонениями на пару-тройку процентов в ту или другую сторону.
Вышли из сумрака
Формула "льготы в обмен на занятость" сработала лучше штрафов.© коллаж/ Ridus.ru«Теневое» чудо произошло во многом благодаря грамотным (хотя и весьма робким) мерам государства по смягчению коронавирусного удара. Льготные кредиты бизнесу и субсидии на фонд оплаты труда, а также снижение социальных сборов при условии сохранения численности персонала привели к тому, что многие предприниматели не спешили переводить своих сотрудников на «серые» рельсы. Более того, некоторые в погоне за субсидиями оформляли в штат и тех, кто раньше получал зарплаты в конверте.
Еще одним действенным средством стал режим самозанятости, считает Сергей Сухоставец. Теперь для проектной или разовой работы предприятию проще оформить официальный договор с самозанятым, за которого не надо платить НДФЛ и социальные налоги, вместо того, чтобы придумывать мутные схемы для обнала и ждать звонка из налоговой. На данный момент такой статус приобрели уже более 2,7 миллиона человек, а потенциально их число может вырасти до 10−15 миллионов, считает аналитик.
И рост популярности режима НПД (налог на профессиональный доход) продолжит разрушать теневой сектор, так как танцы с бубнами просто станут не нужны. Да и люди все-таки теряют интерес к неформальной занятости, так как им нужны социальные гарантии, — сказал эксперт «Ридусу».Для государства и экономики крах теневого сектора гарантирует легализацию триллионов рублей, добавляет он, рост налоговых сборов и поступлений в соцстрах и ПФР, которые можно потратить на реализацию нацпроектов и на латание дыры в пенсионном фонде.
Остается надеяться, что власти возьмут на карандаш опыт прошлого года, и подумают о том, как снизить налоговую нагрузку на бизнес и стимулировать занятость, чтобы изгонять зарплаты «в конверте» не кнутом (штрафы, жесткий финансовый мониторинг), а пряником.
В сухом остатке
Социальные гарантии отходят на второй план, когда надо просто выжить.© коллаж/ Ridus.ruБолее скептически воспринимает данные опроса руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. Выборка в 1600 человек слишком мала, отмечает он. К тому же, часть респондентов совершенно точно не до конца понимали, о чем именно идет речь, уверен эксперт (если только исследователи не объясняли каждому, чем отличаются «белая», «серая» и «черная» зарплаты). Да и вообще проводить такие опросы в условиях пандемии не совсем правильно — слишком нестабилен экономический фон в стране в целом.
Но если брать сухие цифры, то в сравнении с апрельскими данными количество согласных на «черную» зарплату увеличилось (тогда их было 36%), указывает аналитик.
И есть предположение, что число согласных будет расти дальше — неподалеку финансовый кризис, неизвестно, что будет после выборов. Вполне возможен расклад, при котором доля готовых на зарплату в обход налогов дойдет до 50%, — допускает он.Эксперт также обращает внимание на возрастную выборку и на уровень дохода. Больше всего людей, которых бы устроили выплаты в конвертах, среди граждан старше 45 лет и с наиболее низким доходом. Это говорит о том, что люди совершенно точно не верят в пенсионную систему в стране, а также готовы практически на любую работу, лишь бы платили более-менее нормальные деньги — просто, чтобы банально прожить.
Как правило, это неквалифицированный труд, и людей из этой категории работников как раз чаще всего оставляют без выплат — раньше такие вакансии массово замещали мигранты. Словом, люди все чаще думают о том, что какой-то резерв на пенсию проще сколотить самому, не надеясь на государство, отсюда и такое количество людей старшего возраста в числе готовых на «черные» выплаты, — уточняет аналитик.Добавим, что в опросе SuperJob 24% респондентов затруднились с ответом. При этом в комментариях они указывали, что решение будет зависеть от уровня зарплаты и поставленных задач. Вряд ли будет ошибочно предположить, что большинство из этих колеблющихся тоже можно причислить к тем, кто готов на сомнительные зарплатные схемы при определенных условиях.