Россияне снова поехали за новыми автомобилями в страны Евразийского экономического союза.
Тренд, который уже наблюдался в 2014—2015 годах, проявился снова — покупатели из России потянулись за автомобилями в приграничные города соседних стран, выяснила «Российская газета».
Причина в росте цен на российском рынке и нехватка автомобилей в связи с новым витком кризиса поставок полупроводников.
Помимо частников, к предложению официалов в Казахстане и Белоруссии проявляют интерес и «серые» дилеры, приобретающие новые автомобили небольшими партиями.
Статистика, собранная Ассоциацией Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), говорит о росте продаж новых автомобилей в феврале. Дилеры реализовали за месяц 7 308 автомобилей легкового и коммерческого сегментов. Рост продаж составил 3,7% в сравнении с февралем 2021 года.
Страница сайта Toyota Казахстан с начальной стоимостью Land Cruiser 300
Тенденция будет иметь краткосрочные и долгосрочные последствия.
На первом этапе все окажутся в выигрыше — покупатели из России получат желаемые автомобили по желаемой цене, а у дилеров в Казахстане и других странах ЕАЭС повысится прибыль.
На данный момент для рынка Казахстана интерес россиян означает рост. В январе и феврале в продажах царила неопределенность. Всего за два зимних месяца 2022 года в Казахстане было реализовано 11 666 новых автомобилей. Спад в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 26,2%.
В более отдаленной перспективе сценарий может быть не таким оптимистичным.
В правительстве РФ уже сегодня обсуждают легализацию параллельного импорта автомобилей и запчастей. Если инициатива будет реализована, и таможня «даст добро», стоит ожидать возникновения большого количества фирм-посредников, избавляющих от поездки в соседнюю страну за автомобилем. Посредники обеспечат более или менее стабильный приток в страну оригинальных запчастей для неавторизованных техцентров.
Начальная стоимость Camry на сайте бренда в Казахстане.
Однако факты, отмеченные в недавнем прошлом говорят о том, что бренды-производители, а также компании, имеющие статус поставщика на конвейер, будут бороться с параллельным импортом. Например, компания Daimler никогда не изменяла политике ввоза автомобилей и запчастей только через официальные каналы.
Поддерживать монополию брендам помогают международные законы об интеллектуальной собственности, в которых есть определение «параллельный импорт». Если в России это определение будет избавлено от негатива, ситуация в корне изменится.
Того же курса придерживается Toyota. Еще в прошлом году прошла информация о том, что компания ограничивает перепродажу некоторых своих автомобилей в течение 12 месяцев.
Так, в августе 2021 года в СМИ выяснилось, что Toyota проинструктировала дилеров брать с клиентов письменное обязательство не перепродавать только что вышедший Land Cruiser 300 в течение года.
Компания пояснила, что цель запрета — в борьбе с неофициальным экспортом в страны, находящиеся под международными санкциями.
Вполне вероятно, что такие запреты могут издать и другие бренды, чтобы не создавать неразбериху на рынках, каждый из которых получает определенную квоту исходя из прогнозируемого объема продаж.
Производители почти наверняка начнут бороться с параллельным импортом, чтобы не провоцировать дефицит на рынках стран ЕАЭС и последующий рост цен на новые автомобили в этих странах.