Резерв экономии за счет населения в России близок к исчерпанию, считает глава Счетной палаты Татьяна Голикова. «Да, к сожалению, у нас растет количество граждан, которые находятся за чертой бедности», — сказала она в интервью RNS. И напомнила, что за первое полугодие 2016 года реальная начисленная среднемесячная зарплата снизилась на 8,8%, а реальные располагаемые денежные доходы населения — на 5%.
Но власти, по мнению Голиковой, по-прежнему не придают существенного значения нагрузке на граждан, хотя раньше этот показатель принимался в расчет на стадии формирования бюджета. Между тем, механизмы государственной поддержки в отношении отдельных граждан как раз и должны выстраиваться на базе таких оценок, пояснила она, а прогноз социально-экономического развития России должен содержать варианты мер поддержки и экономики, и населения.
Ложка меда
Минэконмразвития, в свою очередь, зафиксировало адаптацию населения к изменению его материального положения. Несмотря на инфляцию, расходы россиян сохранились практически на уровне прошлого года и почти не превышают доходов, поясняют в ведомстве. В первую очередь, под новую реальность приходится подстраиваться желудкам: люди отдают предпочтение более дешевым продуктам, покупая картошку и свеклу вместо мяса и рыбы.
«То, что доходы россиян сравнялись с расходами — это даже хорошо, потому что не плодится пузырей», — считает заместитель директора института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров. Люди не бегут за потребительскими кредитами, не увлекаются чрезмерно ипотекой. И в этом плане ситуация выглядит более здоровой по сравнению с тем, что могло бы быть, если бы российские домохозяйства были закредитованы под завязку, как в США в 2008 году, поясняет он.
Что же касается бедности, в России она до сих пор зависела не столько от действий властей, сколько от динамики развития экономики. И сегодня — самое время что-то поменять. Ресурсы на это есть, и они значительны, уверен эксперт.
Бедность на качелях экономики
В начале 2000-х годов чуть менее трети домохозяйств в России имели доходы ниже прожиточного минимума. Потом начался благоприятный период тучных лет, и буквально за семь лет уровень бедности сократился до 13−15%. Но при этом расходы на социальную политику в процентах от ВВП не росли. То есть, особо больших дополнительных ресурсов на преодоление данной проблемы государство не тратило. Она преодолевалась сама собой исключительно благодаря росту экономики и, соответственно, зарплат.
Начиная с 2007 года, социальные расходы резко увеличились, примерно на 4% от ВВП. А вот бедность осталась на том же уровне в 13%. «Потому что в основном мы тратили ресурсы не на бедные домохозяйства, а по линии повышения пенсий», — поясняет аналитик.
Сегодня ситуация снова ухудшается, потому что экономика стагнирует, номинальные зарплаты растут медленнее, реальные и вовсе падают. И былого источника со стороны экономики для преодоления проблемы бедности больше нет.
«И вот это ключевая задача. Нам надо, во-первых, раскачать экономический рост, а во-вторых, сделать систему социальной поддержки более адресной», — говорит Владимир Назаров.
Где деньги взять?
Деньги на это можно взять даже внутри самой системы социальной поддержки, не говоря уж о других источниках. Сегодня львиную долю социальных ресурсов получают совсем не бедные граждане. В России теми или иными льготами пользуются 7 из 10 человек, но только для двух из них это действительно существенно, важно и жизненно необходимо. Получается, что каждый рубль, выделенный из бюджета по разделу социальная политика, сокращает дефицит доходов беднейших домохозяйств на 20 копеек, а остальные 80 копеек распыляются по семьям более или менее обеспеченным. По мнению эксперта, в принципе, вполне можно перераспределять средства в пользу беднейших слоев населения, несколько ограничивая аппетиты и права других льготных категорий.
Самый явный пример — работающие пенсионеры, особенно военные. У них и пенсии заметно выше, по сравнению со средним уровнем, и при этом они могут быть вполне хорошо трудоустроены и иметь приличную зарплату. «Можно выделить работающих пенсионеров и не платить им хотя бы фиксированную базовую часть пенсии, которая, по идее, направлена как раз на то, чтобы не допустить бедности, — рассуждает эксперт. — Если человек работает, получает и пенсию, и зарплату, скорее всего, он не самый бедный».
А вот доводить пенсию неработающих пенсионеров до прожиточного минимума — это правильно. Также правильно через жилищную субсидию покрывать расходы на жилищно-коммунальные услуги, если они превышают больше 20% от дохода домохозяйства. «Я назвал две правильные меры, которые у нас есть на федеральном уровне. Помимо этого у нас есть порядка 800 мер, которые не носят такого адресного характера и напоминают размазывание каши по тарелкам», — невесело иронизирует аналитик.
Избавиться от балласта
Помимо пенсионеров есть еще и целая армия других категорий льготников, порой весьма обширных. «Что далеко ходить: чиновники получают субсидии на жилье. Вот в какие ворота это лезет? Там цифры не безумные, но тоже странновато, когда страна там, где она есть, а чиновники — не самая бедствующая категория населения — покупают квартиры из бюджета, — возмущается Владимир Назаров. — Если вы действительно хотите лучших людей содержать на госслубже, ну, платите им проценты по ипотеке, пока они служат эффективно. А если они, допустим, уходят со службы, переставайте им субсидировать эти проценты. Но вот так просто из бюджета выкидывать миллиарды рублей на приобретение квартир для служащих — не очевидно, что это правильно».
Еще одна возможная мера — не индексировать старые льготы, которые не связаны с нуждаемостью, и тем более не плодить новых льготников, ужесточив критерии отбора тех, кто может претендовать на социальную поддержку.
«Можно провести целый комплекс оптимизационных мероприятий, по линии которых извлечь вот эти ресурсы на помощь наиболее нуждающимся слоям населения», — резюмирует эксперт.