Общество

Россияне снова полюбили Сталина, или новый миф для новой эпохи

0 6929

Число сторонников Сталина в России за последние десять лет выросло почти вдвое, выяснили социологи. 48% опрошенных выступили за установку памятника вождю. В 2010 году на аналогичный вопрос положительно отвечали только 25% опрошенных.

Так было не всегда

СССР. Москва. 1 сентября 1991 г. Памятник генсеку И.В. Сталину из запасников Третьяковской галереи.

СССР, Москва, 1 сентября 1991 года. Памятник генсеку И. В. Сталину из запасников Третьяковской галереи.

© Денисов Роман / Фотохроника ТАСС

Социологи отмечают, что рост числа сторонников этой идеи за прошедшее десятилетие произошел во всех социально-демографических группах. Но наибольший прирост дала группа молодых и обеспеченных респондентов, которые десять лет назад выступали в большинстве против памятника Сталину: здесь доля положительных ответов выросла в пять (!) раз.

Новость традиционно спровоцировала бурную дискуссию: для большинства наблюдателей отношение к Сталину является очень важным индикатором, который позволяет делать выводы о состоянии массового сознания. Вопрос о Сталине периодически превращается в вопрос о ценностях, о выборе пути. Так что рост популярности советского вождя — новая реальность, которую следует осмыслить.

Вождь или злодей, но однозначно великий

Россия. Москва. Мытье бюста Сталина во время общегородского субботника в парке «Музеон»

Россия, Москва. Мытье бюста Сталина во время общегородского субботника в парке «Музеон».

© Гавриил Григоров / ТАСС

На самом деле рост популярности Сталина социологи фиксируют на протяжении всего последнего десятилетия. До конца нулевых основным фоном было безразличие, но после 2012 года нейтральное отношение стало меняться на положительное.

В 2019 году новость грянула как гром для либеральной тусовки: Сталина поддерживают больше людей, чем за все время наблюдений с конца 1980-х! Отчасти это можно объяснить достижениями государственной пропаганды. Ведь в общественном сознании Сталин воспринимается в двух основных ракурсах: он либо великий вождь, обеспечивший стране цивилизационный рывок, либо творец репрессий и великий злодей.

Но, поскольку в официальном мейнстриме последних лет доминировала тема победы в Великой Отечественной войне, то и Сталин выходит на первый план прежде всего как символ великой победы, исторического величия в целом. Поэтому, наверное, следует говорить уже о более глобальном процессе: Сталин перестает быть частью личной и семейной истории, он становится частью исторического нарратива, определяющего более сглаженный в целом образ вождя.

Это сопровождается интересным явлением: по мере мифологизации образа его начинают наделять чертами, наиболее актуальными для современной эпохи. И вырисовывается новая дихотомия.

Символ справедливости

Россия. Москва. Памятник И.Сталину на месте его захоронения у Кремлевской стены.

Россия, Москва. Памятник И. Сталину на месте его захоронения у Кремлевской стены.

© Валерий Шарифулин / ТАСС

Замечено, что в среде оппозиционно настроенной молодежи очень хорошо расходится представление о Сталине как о строгом, но справедливом лидере. Именно в такой коннотации миф о Сталине наиболее востребован в глубинке, отмечает антрополог Надежда Архипова. При этом, отмечает она, распространенное суждение «а вот при Сталине был порядок» подразумевает, что уж сейчас-то творится полный бардак.

Еще в 2017 году антропологи зафиксировали настоящую «эпидемию»: в глубинке как грибы после дождя начали расти памятники вождю (с 1998 года - не менее 132 скульптурных изображений, причем за десять лет их количество практически удвоилось).Что примечательно, происходит это по инициативе снизу: местные администрации, как правило, такую самодеятельность не приветствуют. И чем больше люди чувствуют отсутствие заботы со стороны современного государства, тем больше склонны вспоминать, что вот Сталин - тот уж точно заботился о справедливости.

Еще один миф, который хорошо ложится на чаяния современников, - это легенда о Сталине как о «бессребренике», который после себя оставил френч, несколько трубок и великую страну. И здесь также приходится говорить о прямом противопоставлении лидера-аскета современным управленцам, погрязшим в коррупции и роскоши, но реализовавшим запрос на общее благополучие.

То есть фигура Сталина из символа государственности, одним фактом своего существования оправдывающего великие жертвы великими же достижениями, мигрирует в область нереализованных запросов - на справедливость, борьбу с коррупцией и вообще «сказку сделать былью». И это очень тревожный симптом.