Государственные меры поддержки россиян, пострадавших от коронакризиса, дали неожиданный побочный эффект: сотрудники стали сами просить работодателей платить им зарплаты в конверте, а некоторые и вовсе выражают желание работать без официального трудового договора. Так они пытаются и льготы сохранить, и дополнительно заработать. Но то, что сейчас выглядит как весьма выгодное предприятие, позднее может выйти работникам боком.
Такая игра
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruНа проблему обратила внимание уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, пишут «Ведомости». По ее словам, в регионах фиксируется рост безработицы, хотя свободные рабочие места есть, в том числе для квалифицированных специалистов.
Выяснилось, что люди не спешат официально оформляться на работу, опасаясь потерять право на кредитные каникулы (в условиях пандемии власти законодательно ввели отсрочку платежей для тех, чьи ежемесячные доходы из-за текущей ситуации в экономике упали более чем на 30%).
Соблазняет и увеличенное в начале пандемии пособие по безработице. Теперь в регионах оно зачастую сопоставимо с уровнем зарплат, и многие граждане просто не видят смысла работать, если те же деньги можно получать от государства. А некоторые стараются убить сразу двух зайцев, комбинируя пособие с неформальной занятостью.
Так сложилось в последние десятилетия, что государство и граждане у нас играют в игру «кто кого объегорит». Государство создало сложную и не слишком прозрачную систему тройного налогообложения. Граждане и бизнес пользуются всеми возможностями, чтобы сократить свои платежи государству и увеличить платежи государства себе, — сказал «Ридусу» директор центра «Социальная механика» Михаил Чураков.По его словам, определить истоки этого явления сложно: то ли оно уходит корнями в советское патерналистское прошлое, то ли в обиду на грабеж в 1990-х, то ли в протест против сложной системы выжимания государством средств из населения. Но в итоге стремление получить от государства максимум социальных льгот и платежей, пусть и не справедливых, — чрезвычайно распространенное в России поведение.
Материальную помощь у нас приезжают получать на мерседесах, а заявления на льготы по коммунальным платежам приносят в норковых шубах. В этом смысле в массовом поведении ничего не поменялось. Это государство, расширив пакет льгот, вдруг открыло для себя такое массовое стремление граждан к их получению любыми способами, — иронизирует эксперт.Когда управление ситуативно, когда правила постоянно меняются и соблюдаются не слишком строго, все участники этой социальной игры действуют максимально гибко, добавляет он.
Сегодня — деньги, завтра — стресс
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruЗарплаты «в конвертах» действительно встречаются, но ситуация не носит массового характера, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. И любая серая зарплата имеет преимущество только в краткосрочной перспективе, подчеркивает он, а в долгосрочной выявляется множество минусов.
У человека не формируется высокая пенсия, нет никаких гарантий, что работодатель не обманет или будет платить что-то кроме минималки, в случае производственной травмы. Работник не защищён государством, ему сложнее оформить кредит или ипотеку, — напоминает эксперт.По его словам, налоговые выплаты в России — не самые высокие по сравнению с налогами в странах Европы и в США, поэтому постепенно, по мере снижения кризисного давления, работники и работодатели будут все больше возвращаться к практике официальных зарплат.
В принципе, любой кризис приводит к разрастанию теневого рынка труда, отмечает аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. Уникальность ситуации в том, что в этот раз желание работать по «серым» схемам стали проявлять сами работники, поскольку появились новые меры социальной поддержки для граждан с низкими доходами.
Например, для получения «путинских выплат» на первых и вторых детей в возрасте до трех лет (10—15 тысяч рублей на ребенка в зависимости от региона) нужно, чтобы доход на каждого члена семьи не превышал двух прожиточных минимумов (около 24 тысяч рублей на человека в месяц).
Поэтому работнику в некоторых случаях становится невыгодно иметь «белую» заработную плату, — пояснила эксперт «Ридусу».Вместе с тем, соглашаясь на зарплату «в конверте», работник не только «выигрывает» право на социальное пособие, но и становится более уязвимым, поскольку его договоренности с работодателем никак официально не оформлены, предупреждает аналитик. Человек может неожиданно лишиться работы, столкнуться с задержкой выплаты заработной платы или получить более низкую зарплату, чем было оговорено, может иметь проблемы с уходом на больничный и в оплачиваемый отпуск и так далее.
Выход рынка труда из тени возможен в условиях экономического роста, когда появятся более широкие возможности для получения доходов от трудовой деятельности и снизится зависимость от пособий, говорит Киселева. Чтобы это произошло, государство должно способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и появления новых рабочих мест, снижать административное давление, вести предсказуемую налоговую и денежно-кредитную политику в интересах компаний.