В потребительской корзине россиян осталось место только на еду, следует из опубликованных в пятницу комментариев Банка России по динамике потребительских цен.
В феврале 2016 года доля продовольствия в розничных продажах фактически сравнялась с долей непродовольственных продуктов. К середине же года доля продовольствия в розничных продажах превысила долю непродовольственных товаров.
Такой тип экономического поведения населения является вынужденным и свидетельствует об общем его обеднении, говорит эксперт Центра экономических и финансовых исследований Наталья Волчкова.
«В экономической теории вообще считается, что если человек или семья тратят на продукты более 30% своих доходов, то они „вываливаются“ из среднего класса вниз», — сказала она «Ридусу».
Такой тип поведения потребителей специалисты называют «защитным».
По данными опросов в марте 2016 года, более трети домохозяйств тратят деньги на еду.
«Этот показатель — самый надежный и верный индикатор того, что уровень жизни населения России неуклонно снижается. Негативный тренд зафиксирован впервые с начала 2000-х годов, когда реальные доходы населения росли, а доля расходов в них на питание, напротив, снижалась», — указывает Волчкова.
На весьма резкий и быстрый перелом тенденции от роста благосостояния к его падению повлияло совпадение сразу нескольких факторов, давших отрицательный синэргетический эффект.
Это, во-первых, объективный фактор падения цен на нефть при неготовности руководства России к такому сценарию. Во-вторых, это фактор субъективный — отсутствие в «тучные 2000-е» политической воли к изменению экономической модели развития страны с экстенсивной на интенсивную, хотя в тот период у страны было достаточно ресурсов для изменения парадигмы.
Наконец, внесли свою лепту и взаимные санкции, которые затруднили доступ субъектов российской экономики к зарубежным инвестициям.