Происшествия

Россияне стали меньше бояться терактов в метро

28 223

Пассажиры в вестибюле станции метро "Киевская" . © Александр Вильф/РИА Новости

30 июля 2010 года вступила в силу Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте. Помимо прочего, там была прописана и работа с населением информативного характера. Не секрет, что своевременные правильные действия во время ЧП могут сохранить много жизней. В соответствии с комплексной программой, граждане должны были получить необходимые знания о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Для этого государство приняло целевые показатели. Например, в 2011 году информированность населения о действиях в случае теракта должна была составить 30%, в 2012 – 60%, а в нынешнем – 80%. ВЦИОМ выступил своего рода контролером этих цифр. Как полноправный участник программы, ВЦИОМ в течение трех лет опрашивал россиян и сравнивал получившиеся цифры с целевыми показателями. Надо отметить, что, несмотря на положительную динамику, заявленные цифры достигнуты не были. Так, уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми органами исполнительной власти для обеспечения безопасности населения на транспорте, за последние три года вырос на 22% и составил 65%. Целевой показатель на 2013 год был 80%. Что делать в случае теракта на транспорте сегодня знают 53%, это всего на 4% ниже целевого показателя. Какие действия нужно предпринять, в случае ЧП, несвязанного с террористами, знают 45% граждан. Это – на 35% ниже заявленного целевого показателя.

Опросы проводились по всей стране. Надо отметить, что в отдельных регионах для информирования граждан были введены специальные пилотные программы. И, сравнивая показатели таких субъектов с регионами, где таких «пилотов» не было, исследователи пришли к парадоксальным выводам. В областях, где проводились пилотные программы, показатели значительно ниже, чем в регионах, где никаких программ не было. С чем это связано, исследователи пока говорить не берутся.

В остальном, выводы ВЦИОМа вполне обнадеживающие. Снижается доля россиян, опасающихся терактов на различных видах транспорта. Взрывов метро в августе 2013 года боится четверть людей. В 2011 таких было 47%. Теракты в поездах пугают 13%, в самолетах – 12%. Растет число граждан, которые замечают повышенный интерес государства к этой проблеме. Самая плохая динамика по видам транспорта – у трамваев и троллейбусов. Больше всего трамвайно-троллейбусным парком недовольны жители Казани, Сочи и Владивостока. Самым безопасным способом путешествовать россияне считают ж/д перевозки. Больше всего шансов стать свидетелем теракта, по мнению жителей нашей страны, в метро. Из-за технических неполадок люди боятся пострадать в авиа- и водном транспорте. Из-за противоправных действий пассажиров – в поездах и электричках.

По словам заместителя начальника департамента транспортной безопасности и спецпрограмм Минтранса РФ Евгения Ночкина, Комплексная программа будет продлена на 14-16 годы. Исследование ВЦИОМ помогло сделать департаменту нужные выводы, и россияне будут меньше бояться взрывов и аварий. Впрочем, с точки зрения автора, боязнь терактов и прочих ЧП напрямую связана с громкими историями, вроде аварии в Подольске. Информированность о нужных действиях в случае ЧС дело полезное, но бороться нужно все-таки, скорее, не со страхами, а с их причинами.