Реальные располагаемые доходы россиян в мае снизились по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 5,7%. При этом номинальная среднемесячная заработная плата выросла на 6,2% (до 36,57 тыс. рублей), но в реальном выражении все равно сократилась на один процент, сообщил на этой неделе Росстат.
Все ниже и ниже
По данным ведомства, темпы падения доходов россиян в последний месяц весны оказались ниже апрельских (тогда оно достигло 7% — это худший результат с мая 2015 года), но оказались выше, чем в январе, феврале и марте (5,7%; 4,3% и 1,3% соответственно).
Ранее Росстат сообщил, что за первые три месяца текущего года число малоимущих в России выросло, по сравнению с концом 2015 года, на 8,3 млн человек. За чертой бедности к концу марта 2016 года находилось 15,7% от общей численности населения страны, то есть фактически каждый шестой ее житель.
По данным ведомства, задолженность по зарплате в РФ на 1 июня 2016 года составила 4,004 млрд рублей, что на 50 млн рублей (или на 1,2%) меньше уровня 1 мая текущего года. При этом просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила 3,8 млрд рублей или 98,5% общей суммы просроченной задолженности. И за месяц она увеличилась на 345 млн рублей (на 10,%).
Продолжает расти и безработица. В мае она составила 4,3 млн человек (или 5,6% экономически активного населения), что на 0,3% больше майского показателя прошлого года. По мнению экспертов, реальная безработица еще больше, просто она скрытая — неоплачиваемые бессрочные отпуска, сокращенная рабочая неделя и т. д. Кроме того, россияне по-прежнему не приучены становиться на биржу труда сразу после увольнения и могут месяцами искать новое место, не получая официального пособия.
На обочине
Неутешительная статистика несколько смущает на фоне бодрых заявлений руководства страны о выравнивании экономической ситуации, укреплении рубля и стабилизации цен на нефть. Однако опрошенные «Ридусом» эксперты никаких противоречий не видят.
«Во-первых, есть значительные лаги между ценами на нефть и изменением макроэкономической ситуации. У нас нет такой одномоментной зависимости, что вот, нефть упала, и в этот же момент упали и доходы населения, и наоборот. Во-вторых, речь может идти и об общей экономической ситуации: пока эти цены на нефть не трансформировались в экономический рост, у нас, наоборот, тенденция к спаду. Поэтому, соответственно, доходам населения и не с чего расти», — поясняет заместитель директора института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров.
Еще более категоричен экономист, член президиума Столыпинского клуба Владислав Жуковский. На отскоке нефтяных цен с $37 до $50 за баррель заработали дополнительные деньги представители сырьевого сектора, добывающая промышленность, нефтегазовые корпорации и другие сопричастные структуры, но к подавляющему большинству населения это никакого отношения не имеет, уверен он.
«Произошел дефолт экономики трубы. Нефтегазовый „Титаник“ тонет. Сегодня экономика трубы может вполне себе нормально обслуживать существование не более 15−20 млн человек, все остальные 120 млн окажутся на обочине», — предупреждает эксперт.
Все логично
В ближайшие 3−5 лет уровень и качество жизни россиян, реальные располагаемые доходы и зарплаты населения, реальные пенсии и покупательная способность будут падать, уверен Жуковский. И нет ни одной причины для того, чтобы процесс обнищания населения остановился.
«Российская экономика деиндустриализированная, низкопередельная, сырьевая, критически зависящая от импорта технологий, медикаментов, продуктов питания и чего угодно, — напоминает аналитик. — Откуда могут появиться ресурсы, если чиновники делают все возможное, чтобы глубина переработки сырья снижалась, чтобы конкуренция была ниже? Мы видим строительство всяких мостов, проведение саммитов АТЭС, Универсиад, при том, что нищих в России за последние два года стало на 5−6 млн человек больше. Страна нищает, люди беднеют, малый бизнес загибается, капиталы убегают восьмой год подряд, цены растут, качество жизни падает. Уже сейчас россияне тратят более 50% своего бюджета на то, чтобы покушать. Пропасть между богатыми и бедными растет. Средний класс в 2012—2013 году составлял 22% населения, в 2014 году — 18%, в 2015 году — около 14−15%, в этом году готовимся к показателю ниже 12%».
Что же касается курса рубля, в России вообще нет никакой корреляции между снижением цен и укреплением национальной валюты, отмечают эксперты. Обратная корреляция есть — когда рубль падает, цены всегда растут. Но потом уже не снижаются, даже если рубль снова укрепляется. Это известный эффект залипания цен, тем более в монополизированной экономике с низким уровнем конкуренции. Более того, цены продолжают расти, потому что растут издержки производства.
«Повышаются тарифы естественных монополий, вводится оценка кадастровой стоимости недвижимости, торговые сборы, «Платон», ЕГАИС, повышаются налоги, растут коррупционные поборы, кредит дорогой. Все издержки растут, поэтому растут отпускные цены на продукцию. Все логично», — резюмирует Жуковский.