В 2021 году общее количество проездов по всем платным участкам и дорогам в России превысило 400 миллионов. Основной причиной роста популярности трасс, которыми можно пользоваться, заплатив деньги, эксперты называют развитие автотуризма на фоне проблем с выездом за границу.
На участках госкомпании «Автодор» в 2021 году зафиксировано 213 миллионов (+53% к 2020 году) проездов автомобилей. Под «проездом» понимается каждое пересечение пункта взимания платы или рамки freeflow. 125 миллионов из них произошло на трассе М-4 «Дон». По платным участкам М-3 «Украина» проделано 11,7 миллионов проездов (+13%), на М-11 «Нева» от Солнечногорска до Санкт-Петербурга — 19,5 миллионов (+12%), сообщает «Коммерсантъ».
В «Автодоре» разъясняют такую позитивную динамику восстановлением трафика, которое последовало после локдауна. При этом 56 миллионов проездов пришлось на ЦКАД, южный участок которой в июле прошлого года был открыт для движения, что означало формальное завершение строительства дороги. Летом 2021 года на всех платных дорогах «Автодора» (за исключением ЦКАД) были отменены скидки по транспондерам, что привело к фактическому удорожанию проезда. Притом, поездок все равно стало больше.
На Северном обходе Одинцово (оператор — АО «Новое качество дорог») и Западном скоростном диаметре (ЗСД, концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») также считают проезды или трансакции. На обходе Одинцово их произошло более 23 миллионов, что на 26,4% больше, чем в 2020 году, и на 11,3% - чем в 2019 году. В ЗСД насчитали 105 миллионов трансакций, что на 17% больше цифры 2020 года.
Северо-западная концессионная компания, которая отвечает за участок М-11 Москва—Солнечногорск, отчиталась о количестве проездов на 35% больше, чем в 2020 году (всего 68−70 миллионов проездов).
С ростом трафика на платных дорогах ежегодно растет объем пользователей, которые платят за поездку бесконтактным транспондером. Лидером в данной сфере является ЗСД, где 92% трансакций в 2021 году проведено с помощью бортовых устройств.
Основная причина увеличения числа пользователей автодорог — возросшая популярность внутреннего автотуризма, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Многие используют платные дороги для небольших одно-двухдневных поездок либо для поездок на юг по М-4. С ним согласен президент общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев: «На фоне пандемии люди понимают, что автомобили — самый безопасный вид транспорта. Люди избегают самолетов, поездов. Мы видим, как, к примеру, на 30−40% вырос спрос на автодома».
Еще одна причина, говорит Петр Шкуматов — рост числа жителей столичного региона, которые, работая удаленно, переехали жить за город.
Как ранее сообщал Ридус, постепенно все движется к тому, что автомобиль снова станет роскошью, а не средством передвижения. Мало того, что цены на машины неуклонно растут, сокращается число тех, кто может позволить себе такую покупку, не прибегая к кредитам. Еще и государство начинает исподволь приучать граждан к тому, что за пользование дорожной инфраструктурой придется платить.
Помощник президента РФ Игорь Левитин заявил, что абсолютно все дороги в России со временем могут стать платными из-за перехода на экологически чистый транспорт. Сейчас автотрассы содержаться на средства дорожных фондов, которые наполняются, в том числе, за счет акцизов на топливо, напомнил он. У газа и электричества акциза нет, и придется либо его вводить, либо задумываться о радикальной реформе платежей за пользование дорогами, пояснил чиновник.