Краткая историко-географико-политическая справка: Иран — одно из древнейших государств мира, республика в центральной Азии, культурная и историческая наследница Персии. Иран-Персия является родиной зороастризма, но в 15 веке народы этой страны в основном приняли ислам, который на сегодня является государственной религией Ирана. На протяжении многих веков Иран являлся одним из центров исламской культуры: здесь развивались науки, философия, медицина.
В настоящее время Иран не имеет сухопутных границ с Российской Федерацией, но являясь одним из наиболее развитых государств Ближнего и Среднего Востока, по-прежнему остается главным стратегическим партнером России на южном направлении.
С 1979 года Иран находится в политическом противостоянии со странами Запада, в первую очередь — с США. Президент Джордж Буш включил Иран в список стран «оси зла» — вместе с Кубой, КНДР и Беларусью. Белый Дом обвиняет Иран в создании ядерного оружия — основанием для обвинений служит строительство в Иране атомной электростанции, которую исламская республика строит с привлечением российских специалистов.
В Иране находятся многие сокровища мировой цивилизации, здесь прекрасные горнолыжные курорты. Но туризм в стране почти не развит - из-за западных санкций, в том числе банковских. Так, в стране нет возможности пользоваться карточками Visa и Mastercard - что гибельно для туризма.
ЕВГЕНИЯ:
«Ехать в Иран было и интересно, и не охота. Интересно — как и любому нормальному человеку — Заратустра, мультик Prince of Persia, конференция в Тегеране 1943 года и т.д. А не хотелось потому, что мне, скажем так, не симпатично положение женщин в исламском обществе. Но интерес победил — все же я ехала не туристом, а приглашенным специалистом, проводить обучение персидских банковских служащих особенностям работы с международными платежными системами. Ведь Иран также страдает из-за экономических санкций, проводимых США — и банковской сферы это касается напрямую.
Я ехала обучать людей, как «работать из-под санкций» — вот и было интересно, что в исламском обществе окажется на первом месте: гендерные признаки или личностные качества. Как отнесутся к женщине-преподавателю?
В Иране действует законодательство, основанное на исламском праве. Оно ограничивает некоторые гражданские свободы — по «стандартным» европейским меркам. В частности, представители не традиционных религий не имеют права занимать государственные должности. «Гендерные» ограничения касаются, в первую очередь, внешнего вида женщин и девушек.
При этом социальное обеспечение (бесплатная медицина и образование) распространяется на всех граждан Ирана, вне зависимости от пола или конфессии.
ЕВГЕНИЯ:
Когда самолет приземлился в аэропорту близ Тегерана, все барышни, одетые по европейской моде: джинсы-кеды-короткие-футболки, достали из своих рюкзаков и сумок одежду местного образца (плащи, кофты, пиджаки длиной до бедра и ниже), платки, палантины и завернулись в них. Их примеру последовала и я. Из Москвы я везла несколько вариантов «восточного женского дресс-кода», рассчитывая, в том числе, и на худшие варианты. Но для начала я ограничилась одеждой, закрывающей тело, свитером по колено, и платком.
Многие европейские путешественники рассказывают, что процедура прохождения паспортного контроля в аэропорту им. Айятоллы Хомейни мучительна — офицеры могут придираться и задавать самые неожиданные вопросы, в том числе и крайне бестактные. Количество подобных свидетельств заставляет предположить, что это сознательная политика и установка: сразу прикрутить гайки и привести расхлябанных европейцев в нужный тонус. Евгения не стала исключением.
ЕВГЕНИЯ:
На паспортном контроле долго допытывались, что я такая, single&alone, собираюсь делать в Тегеране, куда собираюсь съездить, какие места посетить, встречает ли меня кто-то, есть ли бронь отеля и прочее стандартное. Наконец, офицер выдал нежданчик: мол, вот Вы сейчас в отель едете и там будете неотлучно, да? Так давайте я вечером к вам приеду и сделаю обзорную экскурсию. Но после моего отрицательного ответа штамп все равно поставил. Возможно, это был и нормальный, с точки зрения таможенника, вопрос.
Следующий, после вопросов на границе, иранский сюрприз оказался приятным.
Дорога из аэропорта в тегеранский отель очень долгая, почти полтора часа. Проходит по пригородам и по самому Тегерану. Первое, на что я обратила внимание — чисто. Обочины чистые, без мусора.
Дороги и подъезды к крупным городам — это первое, что видишь, приезжая в страну. Я езжу в командировки в среднем раз в месяц, в самые разные уголки земного шара, и мне есть с чем сравнивать. Я видела и фантастический срач Кении или Туниса, и вылизанные дороги Маврикия. Иран оказался ближе ко второму варианту, чем порадовал.
В дальнейшем я убедилась, что Иран — во всяком случае, Тегеран — своей чистотой больше походит на Европу, а не на Азию. Я лично объясняю это тем, что все-таки Тегеран — столица древнейшей цивилизации. И приятно, что люди помнят о своем великом наследии на простом бытовом уровне — не гадят себе под нос.
Курят, кстати, очень многие иранцы, но сигарета в руке считается зазорной — ее при курении прячут в ладошку.
Следующее впечатление от Тегерана — фантастический траффик и загазованность. Город лежит в низине, смог не выдувается ветром и «трамбуется» машинами местного производства. Санкции против Ирана выражаются и в ограничениях на поставку в страну предметов высоких технологий — и машин в том числе. Евгения, естественно, обращала внимание на пресловутый «исламский вопрос»: на воспитанность водителей и наличие водительниц.
ЕВГЕНИЯ:
Женщины за рулем есть, но это скорее исключение, чем правило. Однако общемировой тренд — «гламурные телочки» на дорогих машинах есть и здесь. Их мало, но тренд представлен.
Здесь очень плотный трафик, как в Ханое, пожалуй. Езда в этом «бульонном» трафике осуществляется, на первый взгляд, без правил, но по понятиям. Например, пешеходов не пропускают из принципа. Перейти дорогу, даже по пешеходному переходу - целое приключение. Бывает что и с фатальным исходом.
Преобладают машины местного производства, простенькие и побитые Сайпа и такие же побитые Пежо местного производства.
Сам город Евгении, скорее понравился — по ее мнению, он отвечает своему званию столицы большого государства. Колорит «Третьего мира» присутствует в Тегеране прежде всего в том, что первые этажи всех зданий отведены под частную торговлю и кафе.
Иран, помимо того, что находится «под американскими санкциями», добровольно поддерживают и изоляцию изнутри — в первую очередь, культурную. В Иране берегут чистый ислам — не тот, который в ИГИЛ, а традиционный, при котором создавались шедевры зодчества, развивались математика и астрономия, были придуманы шахматы и т. д.
В свое время Иран стал едва ли не первым исламским государством, осудившим «чеченский сепаратизм» на государственном уровне.
ЕВГЕНИЯ:
Обсуждать выходки «братьев-мусульман» в соседних государствах здесь не принято в светском обществе. Здесь этого, очевидно, стесняются - как стесняются в семье говорить о родственнике, сидящем в тюрьме за пьяный дебош.
Существует жесткая цензура в ТВ и прессе. Но современного человека, конечно, изумляет, в первую очередь, Интернет-цензура. Весь веб-траффик находится под контролем министерства информации Ирана, социальные сети попросту недоступны.
Евгении это, скорее, понравилось:
Ни через браузер, ни через приложения на мобильном, не работают Твиттер, ФБ и ВК — это внутренняя политика страны. В принципе, наслаждаюсь отсутствием этой необходимости - «ой надо ленту новостей проверить». Instagram работает и ладно. Без остального только мозг чище и времени свободного больше.
Кроме того, наличие санкций извне приводит к тому, что даже в номере для особо ценного иностранного специалиста стоит допотопный телевизор и холодильник и плохо работают дверные замки - мебельную фурнитуру в Иране не производят.
А «внутренние санкции», помимо цензуры в Интернете, выразились также в наличии Корана в номере — но даже самый толерантный ум вряд ли назовет это религиозной нетерпимостью и жестокостью к иноверцам.
Но, конечно, больше всего Евгению интересовало отношение к женщине в исламском обществе.
ЕВГЕНИЯ:
Из всего того, что я читала в интернете перед поездкой, реально подтвердилась только сегрегация в общественном транспорте: мужчины и женщины занимают разные половины автобуса. Но вообще отношение к женщинам — ровное. Хотя в компании, куда я приехала работать (преподавать), не было ни одной женщины, ко мне относились нормально.
Самое главное: слушают и внимают тому, что я говорю, чему обучаю. Без — «девочка, что за чушь ты несешь? Мы тебя не будем слушать, потому что ты девочка!» А ведь мне приходилось сталкиваться с таким отношением. Причем первый раз на буддистском и индуистском Маврикии, а второй раз — в «вуду-христианской» Кении.
Иранцы, с которыми я работаю, не только относятся с уважением к моему профессиональному опыту. Но еще и пытаются быть джентльменами: например, двери открывают и вперед пропускают. Что иногда выстегивает. Особенно если пропустили вперед в помещении — а куда дальше идти, налево или направо, не сказали.
Очевидных, бросающихся в глаза «правил строго режима» для женщин в Иране Евгения не заметила.
ЕВГЕНИЯ:
Здесь присутствуют все степени женской «одетости»: от черного одеяния «в пол» с большим платком и длинным платьем, до джинсы-свитер-плащик чуть ниже бедра и платок на самой макушке, а то и просто прикрепленный к традиционному пучку волос на затылке, ниже макушки то есть. Женщин в «полном исламском одеянии» я так и не увидела.
Как ни крути, но мне за местную не сойти, даже если я вся в черное закутаюсь — цвет глаз выдает. Потому я спокойно хожу в офис в строгом костюме, дополненным длинным платьем-рубашкой, и платком.
Но Евгения все же выяснила главный вопрос: как должна выглядеть и одеваться женщина в обществе традиционного ислама, чтобы не быть закиданной камнями.
ЕВГЕНИЯ:
Во-первых, я так и не видела никого, кто ходит по улице с сумкой камней, чтобы кидать их в недостойно одетых женщин. Равно как и пресловутую полицию нравов не встретила. Но я, наконец, из общения с мусульманами выяснила давно интересовавший меня вопрос: почему часть мусульманских женщин оставляют открытыми только глаза, кто-то только лицо, кто-то оставляет видной полоску волос, кто-то закрывает половину лба, итд. Чем это регулируется, есть ли какое-то правило? Ответ неожиданно простой: женщина сама решает, насколько она хочет быть открыта внешнему миру. В зависимости от своей религиозной убежденности и своих моральных предпочтений и традиций. Семья и муж в данном случае подпадают под категорию «традиции».
И здесь европейская женщина Евгения неожиданно поняла «женщин неосвобожденного Востока».
ЕВГЕНИЯ:
Если честно, то меня порой так сильно вымораживают чужие взгляды и чужое внимание, что закутаться в бесформенную одежду с капюшоном и темными очками — это единственный выход.