До 17 октября 2012 года Россия была обязана выполнить постановление Европейского суда по правам человека "Илюшкин и другие против России", однако не только не выполнила требования ЕСПЧ, но даже не предоставила план решения проблемы.
Военнослужащие РФ, не получившие положенных им квартир от Минобороны РФ, жаловались Евросуду на то, что в РФ не исполнялись собственные национальные решения по этому вопросу. Их следующим шагом стала жалоба в кабинет министров Совета Европы. Она будет рассмотрена на его ближайшем заседании.
"В решении Евросуда сказано четко – государство обязано нас обеспечить жильем в трехмесячный срок, но все ответы, которые мне присылают, как под копирку: в них даже не упоминают о решении ЕСПЧ, будто его вовсе не было, один раз мне сказали – мол, вы же получили компенсацию, что вы еще хотите?" - возмущается подполковник Юрий Коврыженко, котрый был одним из тех, кто выиграл в Евросуде, получил в качестве компенсации почти 17 тысяч евро, но квартиру не получил. Решение суда об обеспечении его жильем не исполняется с марта 2007 года.
По официальным данным, в ВС РФ около 64 тысяч человек по несколько лет не могут уволиться из армии по достижении предельного возраста службы, потому что им не предоставляют жилье. При увольнении Минобороны обязано обеспечить их жильем, но пока они находятся в распоряжении министерства и получают зарплату – в среднем 30 тысяч рублей – военные чиновники могут не предоставлять отставникам квартиры. По подсчетам самих военных, государство каждый месяц тратит на ненужных ему офицеров и прапорщиков около 1,9 миллиарда рублей.
При этом, по данным Счетной палаты, в Минобороны до сих пор не заселено 59,6 тысячи квартир, построенных специально для военных. По оценке аудиторов, они недоделаны и находятся в непригодных для жизни районах.
"Содержание одной такой незаселенной квартиры обходится бюджету в среднем в 3,5 тысячи рублей, получается только на квартплату таких вот квартир тратится ежемесячно почти 210 миллионов рублей", - цитируют "Известия" полковника Александра Филимонова. – "Если те деньги, которые тратятся на содержание бесквартирных офицеров и те, что идут на квартплату незаселенных квартир, потратить на приобретение уже готового жилья в той же Москве, взяв его даже по максимальной цене в 5 тысяч долларов, то в месяц можно приобретать около 14 тысяч квадратных метров. И за год запросто ликвидировать очередь из тех же "судебников", которым положены квартиры в Москве".
По официальным данным Минобороны, в столице 1172 человека имеют на руках неисполненные судебные решения. По данным Счетной палаты, кроме построенных и незаселенных квартир, в Минобороны неучтенного имущества на 1,5 триллиона рублей, а финансовых нарушений в ходе аудиторской проверки было выявлено на 48 миллиардов рублей.
Недавно созданная рабочая группа при общественном совете ФССП по Москве выявила 15 адресов, где есть построенные квартиры, которые военным не дают. По пяти адресам, где у МО есть имущество, московские приставы наложили запреты на отчуждение квартир. К примеру, во время последней проверки адреса №3, корп.2 по ул. Академика Янгеля судебные приставы выяснили, что полтора десятка квартир в этом доме, принадлежащем Минобороны, уже заселены – но не военными, а гражданскими служащими МО РФ.
Здесь проживают: два референта министра обороны, советник министра по архивам, сотрудница департамента санаторно-курортного обеспечения МО, нынешний руководитель департамента жилищного обеспечения МО, его экс-руководитель, экс-начальница отдела ДЖО и экс-сотрудница того же департамента.
"Еще в этом доме проживают 11 генералов и семеро полковников – и все в обход общей очереди и запретов судебных приставов, по договорам на эксплуатационное обслуживание", - сообщает собеседник в ФСПП по Москве. – "Офицерам же, которые по десять лет ждут квартиры, из ДЖО отвечают, что их в наличии нет".
Дом на улице Янгеля – лишь один из ряда подобных примеров. Эксперты предполагают, что после жалоб военных в кабинет министров Совета Европы на Россию может быть оказано политическое давление, что длительное неисполнение решений Европейского суда по правам человека чревато исключением страны из Совета Европы.
Однако на практике такого еще ни разу не было: все страны находили способы решения проблем и выполняли решения Евросуда.