Происшествия

Россию обвинили в подготовке киберапокалипсиса

0 3233

Что или кто мог стать причиной возможной гибели сотен людей? На этот счет существует несколько версий. 

Солнечная активность

По официальной версии администрации гражданской авиации Швеции (LFV) нарушения были связаны с аномально сильными всплесками солнечной активности и повышенным уровнем солнечной радиации.

В то же время, согласно информации Американского центра мониторинга космической активности и погоды, повышенная солнечная активность была 2−3 ноября, а уже 4 ноября происходил спад, не угрожающий инфраструктуре радиокоммуникаций.


2−3 ноября. Уровень активности G3 — повышенный. 4 ноября. Уровень активности G4 — умеренный.

Мощные солнечные вспышки 3 ноября также подтверждаются фотоснимками.


Фотографии солнечной активности 3 ноября.

В результате вывода из строя системы управления воздушным движением диспетчеры аэропортов перестали видеть воздушные суда. Внутренние и международные рейсы были отменены, произошли многочисленные сбои в графике воздушного движения, которые затронули тысячи авиапассажиров.

Во второй половине дня представители гражданской авиации Швеции сделали официальное заявление, в котором утверждалось, что сбои в работе радиолокационного оборудования связаны с солнечными бурями, ввиду чего авиадиспетчеры не смогли управлять воздушными судами.

В организации также заявили, что солнечные бури также оказали негативное влияние на радиолокационное оборудование в Норвегии и Эстонии.

Хакерская атака

Позднее стало известно, что Швеция, не являясь страной-членом НАТО, по защищенным каналам связи министерства обороны оповестила союз о крупномасштабной кибератаке на инфраструктуру гражданской авиации Швеции, источник которой удалось локализовать на территории Калининградской области.

В НАТО не уточнили, было ли сообщение отправлено представителями Радиокоммуникационной службы шведской обороны (FRA), или военной разведки Швеции (MUST). В сообщении выражалось мнение, что за атакой на аэропорты стоят хакеры группы APT (Advanced Persistent Threat), аффилированные со спецслужбами Российской Федерации. Также указывалось, что в том числе целью хакеров могла стать шведская государственная энергетическая компания «Vattenfall», которая является оператором нескольких АЭС в Швеции и Германии.

Эксперты также не исключают сценарий, при котором российские хакеры воспользовались аномальной магнитной активностью как прикрытием для проведения кибератаки.

В настоящее время представители НАТО, FRA, MUST отказываются давать комментарии относительно инцидента.

Радиоэлектронная борьба = кибератака?

Некоторые источники утверждают, что исследуя инцидент, сотрудники НАТО обнаружили новый тип сигнала в Балтийском регионе. Предполагается, что на территории Калининградской области расположены новые подразделения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), деятельность которых направлена на подавление различных сигналов в районе балтийского моря.


Среднее расстояние от Калининграда до аэропортов 600 км.

Незаконченное расследование

После инцидента представители FLV заявили, что начнут расследование и в течение четырех месяцев представят свои результаты. Тем не менее, после пяти месяцев никаких официальных выводов сделано не было.

В настоящее время в FLV уверяют, что расследование находится в финальной стадии, в тоже время в ведомстве отказываются комментировать причастность хакеров к инциденту.

Итоги

Что же действительно произошло в Швеции 4 ноября станет известно только после публикации итогов расследования. В настоящее же время, из имеющейся информации можно предположить следующее.

  • Сбой точно не был связан с деятельностью хакеров. А предполагать, что те, кто используют громоздкие РЭБ-овские комплексы являются хакерами, по меньшей мере, ошибочно.
  • Солнечная активность если и могла повлиять на радиолокационное оборудование, то только 3 апреля, точно уж не 4 числа. К тому же маловероятно, что воздействию подверглись исключительно аэропорты Швеции.
  • Деятельность РЭБ? Точно нет. Подавить деятельность радиолокационного оборудования через Балтийское море на удаленности 600 км. Во-первых, об этом стало бы известно всем, кто занимается радиоконтролем. Во-вторых, была бы нарушена работоспособность большего количества объектов инфраструктуры, оснащенных радиооборудованием, а не только трех аэропортов Швеции.
  • Остается предположить, что сбой был вызван внутренней неисправностью в автоматизированных системах шведских аэропортов. Обнаружив который, власти Швеции поспешили первоначально обвинить в этом солнечную активность, а затем и вовсе — «растущую угрозу» со стороны спецслужб России.