Федеральное сетевое агентство Германии официально отказало «Газпрому» в освобождении «Северного потока — 2» от требований обновленной Газовой директивы ЕС. Теперь российскому холдингу придется отдать половину объемов трубы альтернативным поставщикам. Но оператор проекта Nord Stream 2 AG собирается обжаловать решение немецкого регулятора в суде. На апелляцию у компании есть месяц.
Европейское законодательство запрещает одной компании быть одновременно и владельцем газопровода, и поставщиком газа, а также обязывает предоставить 50% мощностей сторонним поставщикам. Раньше это правило касалось только наземных магистралей, но с 23 мая 2019 года распространилось и на морские участки в экономической зоне стран ЕС.
«Газпром» предлагал считать «Северный поток — 2» завершенным до означенного срока и не применять к нему новые нормы, поскольку в проект уже были вложены миллиардные инвестиции с учетом прежней правовой ситуации, хотя формально труба еще не построена. Однако ни одно из государств Евросоюза не согласилось с этой аргументацией, отмечается в официальном релизе немецкого агентства.
Решение регулятора вызывает беспокойство даже в самой Германии. Изменения нормативных предпосылок для такого крупного проекта незадолго до ввода в эксплуатацию «обесценивают вложенные инвестиции» и повлекут за собой требования о возмещении ущерба, сказал ТАСС глава комитета Бундестага (парламента ФРГ) по вопросам экономики и энергетики Клаус Эрнст. Депутат напомнил, что реализация проекта была замедлена, в частности, из-за давления США.
Германия под давлением
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusДействительно, решение регулятора отказаться от борьбы с Европейской комиссией выглядит крайне странным, особенно учитывая огромную выгоду от проекта, которую должны получить немецкие компании и бюджет, соглашается эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
По всей видимости, партнеры сомневаются в положительном исходе. Впрочем, российская сторона совершенно точно будет подавать апелляцию и продолжать сопротивляться очевидно политически ангажированному решению, — уверен он.Эксперт напоминает, что одновременно была сорвана попытка поляков увеличить расходы «Газпрома» и обязать компанию строить продолжение «Северного потока — 2» с мощностями для подачи газа в обратном направлении. Ранее Польша добилась ограничений по отношению к Opal (наземная часть «Северного потока — 1»), однако в этот раз европейский регулятор вынес противоположное решение.
Роковые поправки к Газовой директиве ЕС были внесены именно благодаря Варшаве, которая переживает за возможное снижение транзита российского газа через собственную территорию и опасается потери своих клиентов в пользу немецких компаний, — отмечает аналитик.По его словам, основная идея поправок заключается в снижении мощности трубопровода в два раза, поскольку никаких независимых поставщиков, под которые необходимо резервировать объемы, попросту нет. Только месторождения «Газпрома» подключены к «Северному потоку — 2», к тому же ни одна российская компания не имеет права на экспорт трубопроводного газа. Польша будет продолжать атаковать российские проекты в Европе, опасаясь потери денежных поступлений, предсказывает эксперт.
Нельзя исключать варианта, что немецкие власти, поддавшись лоббистскому давлению со стороны Вашингтона, пока что еще и решили сохранить на руках дополнительный козырь в переговорах с Москвой по украинскому вопросу, включая и транзит, и политику, допускает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. Но более вероятно, что это всего лишь способ не отдать полностью под контроль «Газпрома» ценообразование, оговаривается он.
Обманутые надежды
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusВряд ли у «Газпрома» есть шанс отстоять полную загрузку, сомневается ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Это обусловлено сильным лобби внутри ЕС против «Северного потока — 2». Бенефициаром этого лобби является не только Польша, которая заинтересована в эксплуатации собственной трубы, а также строит терминалы СПГ для разжижения газа, но и Штаты, заинтересованные в поставках своего СПГ в Европу.
Им выгодно снизить монопольное влияние „Газпрома“ и не допустить полную загрузку трубы, чтобы был спрос на их предложение. Поэтому есть вероятность, что труба в конечном итоге будет использоваться наполовину и только „Газпромом“. Если же газовый монополист попробует продать возможность транзита через „Северный поток — 2“, могут последовать очередной пакет санкций со стороны США, который будет блокировать эту возможность, — прогнозирует эксперт.В целом, судя по развитию ситуации, планы и надежды «Газпрома» не оправдались, полагает он. Складывается устойчивое ощущение, что руководство газового монополиста строило магистраль в надежде на лоббирование своих интересов в ЕС, но споткнулось о новые поправки к третьему Энергетическому пакету и о санкции со стороны США.
Судьба проекта по-прежнему достаточно неопределенна: когда он будет достроен, пока неизвестно, а Вашингтон продолжает угрожать введением санкций в случае ввода трубы в эксплуатацию.
В данный момент ситуацию спасает его наземное продолжение Eugal, по которому уже можно подавать около 30 миллиардов кубометров в год, отмечает Николаев. Эта труба идет параллельно Opal и смогла принять на себя вторую часть мощностей «Северного потока — 1», за счет чего удалось увеличить объемы поставок в Германию.